0

Ремонт дисковых аккумуляторов

9-02-2011, 22:24

Ремонт дисковых аккумуляторов


Батареи из нескольких декад дисковых аккумуляторов типа Д-0,25, Д-0,26 (и аналогичных), включенных последовательно, обладают достаточно большой энергоемкостью, чтобы питать мощные электронные устройства. Так, например, АКБ некоторых моделей ноутбуков также состоят из "линеек" дисковых аккумуляторов. Когда такое сложное устройство, как ноутбук, в автономном режиме работает не 4-5 часов, как новый, а всего 1-1,5 -это повод задуматься об исправности АКБ. Частая причина выхода из строя "линеечных" АКБ - в потере емкости одним или сразу несколькими дисковыми аккумуляторами.

Причиной неисправности элементов (кроме естественного старения) является потеря герметичности, в результате которой происходит утечка электролита в местах соединения металлического корпуса (с его крышкой) отдельного дискового аккумулятора. В свою очередь быстрый "износ" новых АКБ происходит из-за неправильного режима эксплуатации. В частности, из-за нестабильного использования устройства (ноутбука) и, как следствие длительного разряда (без зарядки) АКБ. Как правило, последующее стремление реанимировать АКБ методом частой и быстрой зарядки к ожидаемым результатам не приводит, и АКБ, потеряв емкость, уже остается на этом уровне "до вскрытия". При вскрытии отсека АКБ часто выявляется сульфатация, то есть утечка электролита, способствующая образованию проводящего слоя между корпусом и крышкой отдельного элемента. А это приводит к потере емкости элемента (и всей батареи) из-за увеличения тока саморазряда, а также из-за плохого контакта данного дискового аккумулятора с последующим в линейке.

Новая АКБ ноутбука стоит достаточно дорого, а реанимировать старую можно следующим методом. К сожалению, без вскрытия "линеек" с отдельными дисковыми аккумулятора в этом случае уже не обойтись.

Линейки аккумуляторов аккуратно разбирают и каждый "диск" промывают ацетоном. Для этого кратковременно, на 1-2 Секунды опускают аккумулятор в раствор с бытовым ацетоном, а затем протирают каждый элемент мягкой тряпкой вращательными движениями до устранения бело-сероватого налета соли. Если соль не "смывает­ся" - это уже запущенный случай ее удаляют скребками из эбонита, оргстекла или другого диэлектрика (чтобы избежать даже кратковременного замыкания полюсов дискового аккумулятора).

Но этого недостаточно для приведения АКБ для ноутбука в полный порядок. Далее придется выявить: все ли дисковые элементы линейки обладают равными электрическими характеристиками. дисковому аккумулятору) подключают постоянным резистор сопротивлением 100 Ом и мощностью рассеяния 0,5-1 Вт.

Для исправного и хорошо заря­женного дискового элемента типа Д-0,26 разница между напряжением без нагрузки и под нагрузкой не превысит 0,075 В. Соответственно, для элемента, потерявшего емкость, разница в показаниях вольтметра может составить до 1,2 В.
Найденные таким образом дисковые аккумуляторы с потерянной емкостью обязательны к замене, если только их не удастся "вылечить" путем химической обработки, о которой рассказываю ниже.

Предпосылки долговременной работы АКБ, состоящей из дисковых элементов
Нормальная работа аккумуляторных батарей (АКБ) часто нарушается из-за окисления соприкасающихся поверхностей аккумуляторов (составляющих батарею), что приводит к увеличению внутреннего сопротивления всей АКБ. Это неприятное явление в значительной степени можно локализовать (ослабить), если перед установкой отдельных аккумуляторов в батарею каждый отдельный дисковый аккумулятор тщательно обработать.
Для этого поверхность каждого диска аккумулятора шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой, а затем полируют пастой ГОИ с помощью куска фетра, фланели или аналогичной мягкой ткани.

Отполированные поверхности аккумуляторов обезжиривают смо­ченным в спирте (обезжиривателе). В данном случае даже один дисковый аккумулятор (из включенных в последовательно)способен быть той ложкой дегтя, которая "портит всю бочку меда".

Метод проверки АКБ

Для проверки необходимо замерить ЭДС каждого элемента в отдельности вольтметром с пределом измерения 2...5 В.
У нормально заряженного дискового аккумулятора напряжение на полюсах будет в пределах 1,23...1,3 В. Следующим шагом яв­ляется замер напряжения аккуму­лятора под нагрузкой. Для этого к щупам вольтметра (параллельно ацетоне) тампоном. После этого поверхность контактов смазывают тонким слоем вазелина (при его отсутствии - графитовой смазкой, в крайнем случае - солидолом или литолом). После рекомендованной обработки дисковые аккумуляторы соединяют в батарею, и она готова к эксплуатации.

Обработанные таким образом АКБ длительное время сохраняют хороший контакт между отдельными дисковыми аккумуляторами, что является непременным залогом эффективной работы устройства, в котором АКБ является архиважной составной частью.

Срок службы всей АКБ можно существенно продлить, если загерметизировать всю батарею эпоксидным клеем. Получившаяся "литая" конструкция обеспечивает хороший контакт между дисковыми элементами и не допускает воздух, способствующий химической реакции и образованию проводящей пленки на поверхности дисков.

Поскольку дисковые аккумуляторы типа Д-0,26 и аналогичные, объединенные в батареи, используются в различных электронных устройствах, соответственно подход к оценке их работоспособности может быть различным. Так, для питания портативных радиоприемников допустимо исключить один дисковый аккумулятор из линейки (или закоротить его) - приемник все равно будет работать. Для ноутбуков такой метод неприемлем, поэтому потребуется замена каждого дискового элемента, по тем или иным причинам потерявшего емкость.

Источник: Радиолюбитель 06'2008

Комментариев: 0

Добавить отзыв

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив