Мастер-класс Создаем Пасхальную куклу к Светлому празднику

Создаем Пасхальную куклу к Светлому празднику

Совсем скоро наступит светлый праздник Пасха, который является самым главным праздником православного церковного года. На Пасху принято было «христоваться» — поздравлять с праздником друг друга. Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры — расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол.

Самая красивая праздничная кукла так и называется — кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье — это великий праздник жизни и возрождения. Предлагаю сделать такую куклу для себя или в подарок.

Для работы потребуются следующие материалы: лен натурального цвета или любая плотная светлая однотонная ткань, берестяная скрутка, хлопковая ткань красного цвета однотонная и с рисунком, льняные нитки, нитки красного цвета (например «Лилия», «Ирис»), немного овечьей шерсти и немного хлопкового кружева.

Кукла крутится без использования иголки и ножниц. Ножницами пользуемся только если необходимо сделать надрез на ткани, чтобы она легче рвалась и если нужно отрезать крепкую нитки.

Из бересты вырезаем заготовку примерно 10*20 см и скрутите ее в трубочку. Поверх берестяной основы делаем скрутку из льна и закрепляем ниткой по линии шеи, талии и внизу. На верхнюю часть наложите небольшой слой шерсти или очеса льна.

Из красной однотонной ткани отрываем лоскут квадратной формы. Укладываем нашу заготовку на середину и формируем голову куклы. Закрепляем льняной нитью по линии шеи.

Делаем руки. Внутрь подгибаем уголки ткани, затем сгибаем стороны ткани друг на друга и складываем пополам. Закрепляем по низу льняной ниткой.

Аккуратно расправляем ткань вокруг куклы, закрепляем ниткой по талии. На груди делаем обережный крест красной ниткой (нитки перекрещиваются только на груди, на спине креста нет).

Юбку кукле делаем из лоскута ткани с рисунком. Подворачиваем верхний край внутрь на пару сантиметров и оборачиваем вокруг куклы. Закрепляем ниткой по талии.

Из двух лоскутков прямоугольной формы собираем передник. Закрепляем передник на кукле выворотно. Концы пояска завязываем впереди слева.

На голову куклы повязываем сначала кружевную повязку, затем полоску цветной ткани, а сверху платок (лоскут ткани треугольной формы). Концы платка завязываем сзади.

Из маленького лоскутка делаем кукле узелок, внутрь нужно положить сухарик. Привязываем узелок к правой руке куклы.

Левую ручку с помощью нитки прикрепляем к талии. Вручаем в левую руку веточку вербы. Наша кукла Пасха готова!

Спасибо! Замечательная куколка и МК хороший, подробный и понятный!

«Всё смешалось в дома Облонских» — и языческая кукла, и еврейский Песах, и Светлое Христово Воскресение=). А МК хороший, спасибо=).

мастер класс Забайрачной Натальи «Пасхальная корзина»

Екатерина, не буду вступать в дискуссии ))) Спасибо за Ваше мнение и оценку!

Красивая кукла, спасибо за МК .

Наташечка, как здоооооорово! Спасибо тебе большое! Вдохновилась!

Красивая куколка! Спасибо за понятный МК!

Наташенькая, спасибо. Какая ты умничка! Фотографии красивые.

Лиза, спасибо большое

Наташа, а чем можно заменить скрутку из бересты?

Ирина, можно скрутку из плотной ткани сделать.

Наталья, спасибо за МК! Захотелось сделать такую куколку к Пасхе!

Не могли бы Вы дать размеры деталей, а то, боюсь, не справлюсь самостоятельно.

Часть 1. Мастер-класс от Веры Маркиной: шьем Пасхалинку.

И какого размера, в итоге, она получается? Поддерживаю вопрос про бересту.

Галина, спасибо! Куколка небольшая (в моем варианте) около 20 см. Я в основном всегда ориентируюсь на свою ладонь. Ну примерно получается скрутка высота 20 см, из красной ткани лоску приблизительно 35*35. Вместо бересты можно использовать тканевую скрутку из плотной хлопковой или льняной ткани (размер лоскута для скрутки примерно как небольшое полотенце).

Уже очень хочется такую куколку создать! Все очень понятно. В избранное!

Наташа, спасибо. И куколка, и МК — замечательные. А фото — супер.

Аля, спасибо друг!

Спасибо большое, кукла — прелесть. Очень нравится все славянское, народное, куклы, обереги. Жаль , литературы маловто на эту тему. Удачи и добра , Вам , Наталья, куклы Ваши очень понравились

Спасибо! Рада, что тема Вам интересна )) Из книг могу посоветовать Галину Дайн.

Спасибо, надо поискать

Необыкновенная куколка, очень мне понравилась. МК очень понятный!! Беру с вашего позволения к себе в закладки!!

Ирина, спасибо! Забирайте )))

Постараюсь смастерить такую куколку классному руководителю в подарок:-) Очень она пришласмь мне по душе!!

Наташа, спасибо! Как раз собиралась сделать такую куклу, поучусь у Мастера тонкостям)))

Марина, на здоровье! До Мастера мне еще далеко ))))) делюсь своими скромными знаниями.

На Масленницу делала таких же куколок-Берегинь для нашей многочисленной семьи, очень хорошие куколки получились. Но Ваш вариант с берестой и дополнительными элементами мне еще больше понравился, спасибо большое! А насчет того, языческая эта традиция или нет. В Европе вот кролик символ Пасхи (в Публикациях материал даже лежит), европейцы всячески его культивируют, при этом, раньше кролика приносили в жертву — потому-то сейчас он и символ плодородия 🙂 Но люди не заморачиваются, а просто сохраняют свои традиции, и это прекрасно! Так почему бы и нам наши традиции не сохранять? В древности Кострому в жертву приносили, а сегодня ни один Новый год без Снегурочки не обходится 🙂 Так что, все относительно. Кто-то полностью воцерковлен, кто-то еще с советских времен использует свои традиции празднования, кто-то ценит и уважает так популярный сейчас русский стиль, а кто-то успешно сочетает различные элементы. А Мастеру еще раз огромное спасибо, за подробности к деталям куколки!

Анна, то, что Вы пропагандируете — винегрет из разномастных религиозных и светских традиций, как достаточно древних, так и новоделов. Дань славянскому двоеверию? Чушь. Это не вера, это её отсутствие, как следствие повального атеизма, и нам, по сути, уже всё равно, что отмечать — Песах или Воскресение, Рождество или восточный Новый год. Главное — «праздник к нам приходит».

Симпатичная куколка получилась

Добрый вечер! Данная куколка к православию не имеет никакого отношения! Это язчческая куколка!

А люди, делающие свои первые шаги в православной вере,могут по незнаю принять это за правду!

Таша, уважаю мнение каждого. Спасибо Вам за комментарий. Но ведь если задуматься, то почти все праздники берут свое начало в язычестве )) Просто со временем ониизменили свое значение. Я не делаю упор, что это кукла взята из исторического источника. Кукла-образ праздника в традиционном для этого дня красном цвете. Буду Вам благодарна за ссылку на источник,где говорится о языческом происхождении этой куклы. Очень надеюсь, что данный в публикации материал никак не повлияет на веру православных.

Наталья, а Вы, например, можете объяснить с точки зрения христианской традиции, почему Ваша кукла не имеет лица?=)

Екатерина, могу объяснить ). Приведу цитату из книги «Тряпичная кукла» Галины Дайн «Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз». Уточню, что у меня нет цели развивать далее тему касающуюся религии. Это личное дело каждого )

Наталья, не совсем верно. Отсутствие лица в славянской ритуальной вышивке уводит нас в далёкую древность, во времена поклонения Рожаницам, где изображение лица богинь было табуировано, т.к. изображая лицо, вы награждаете богиню одним образом и одним характером, богини же многолики, «всехарактерны», а главное — беспристрастны. Появление подобных кукол-берегинь датируется значительно позже, т.е., по сути, является пост-языческим новоделом, но при этом 1. кукла остаётся изображением Рожаницы, 2. в изображении сохраняется традиционное отсутствие черт, как дань славянскому языческому символизму. Т.е., исходя из этого, данная кукла не имеет и не может иметь никакого отношения к христианству в целом и православию в частности, т.к. домашний идол одной из языческих богинь — не лучшее украшение дома в день Воскресения Христа.

Екатерина, спасибо за столь полное разьяснение. Обращаю Ваше внимание еще раз на то, что моя кукла не несет религиозного подтекста. Эта кукла-образ праздника в моем понимании. Наши мнения и не должны быть одинаковыми. Если хотите можете считать ее неверной, неправильной, языческой или еще какой-то другой. Я уважаю все мнения ).

Наталья, что значит «не несёт религиозного подтекста»?=) Вы назвали куклу пасхальной, отсылая нас не то к еврейскому Песаху, не то к христианскому Воскресению, но как ни крути, что Песах, что Воскресение — праздники религиозные=). Назвали бы куклу «весенней праздничной» — никаких бы вопросов лично у меня не возникло=).

Екатерина, ну пусть для Вас лично она будет Весенней !

Вот и славно=)). Хотя, я думаю, всё же не стоит вводить народ в заблуждение даже из самых лучших и светлых побуждений, говорят, именно ими и выстлана дорога в ад=).

Интересная информация. Хотелось бы ссылку на первоисточник

Ирина, славянское язычество в рамках общей индоевропейской религиозной традиции — моя основная работа. Т.е. я сама частенько являюсь первоисточником, хотя тему безликости обережных кукол (ритуальных вышивок) поднимали многие историки, начиная с Рыбакова и заканчивая Ивановым и Топоровым. Есть несколько теорий, объясняющих безликость кукол-берегинь, но большинство из них, буквально, вырвано из контекста общеиндоевропейской традиции. По самым распространённой и растиражированной теории, отсутствие черт лица объясняется возможностью вселения в куклу неких злых духов, что является полнейшим бредом и махровой альтернативщиной, т.к. славяне, как, собственно, и все индоевропейцы, никогда не исповедовали классический шаманизм и по определению не верили в существование духов, как добрых, так и злых. Теория о том, что на куклу с прорисованными чертами лица возможно навести порчу так же притянута за уши, т.к., исходя из сохранившейся информации, вышитые изображения безликих богинь, которые являются прообразом кукол-берегинь, далеко не всегда напрямую контактировали с предполагаемым объектом защиты и, в основном, использовались лишь в ритуальных целях. При этом ни одна из подобных теорий не способна объяснить, почему в ритуальной вышивке женские лики очень редко оставались незатканные элементами языческого символизма, но не защитными и охранными, а плодородия (квадрат, ромб). Символом защиты и охраны на вышивках служило не лицо богини, а положение рук, поднятых вверх, согнутых в локтях, с открытыми ладонями, если таковые изображались, повёрнутыми в сторону объекта защиты, т.е. на зрителя:

Простите, первоисточником чего Вы являетесь?

МК Натальи прост, понятен и приятен-сразу хочется сесть и сделать.

Листать названных Вами авторов не хочется, да и зачем? Ради исторической правды?

А вот куклу сделать хочется-просто для удовольствия. Ну и что, что что-то там у Вас с чем-то не вяжется? Напишите еще статей, но только в другом месте. В журнале, к примеру, «Любознательный историк».

Так садитесь и делайте, я Вас не держу=). Комментарий писался не Вам, не Вам на него и хамить=).

Ага) всю ночь читала Рыбакова, закончила Ивановым, добралась и до Ваших «первоисточников»)))

‘Аще кто куклу безликую языческую сотворит с вербой в руке, да подарит кому в Светлый праздник Христовый-гореть тому в пламени адовом до следующей Пасхи’

Автор МК слишком добр к Вам и кроток в ответах, исправляю эту нелепицу.

Создаем Пасхальную куклу к Светлому празднику

Совсем скоро наступит светлый праздник Пасха, который является самым главным праздником православного церковного года. На Пасху принято было «христоваться» — поздравлять с праздником друг друга. Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры — расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол.

Самая красивая праздничная кукла так и называется — кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье — это великий праздник жизни и возрождения. Предлагаю сделать такую куклу для себя или в подарок.

Для работы потребуются следующие материалы: лен натурального цвета или любая плотная светлая однотонная ткань, берестяная скрутка, хлопковая ткань красного цвета однотонная и с рисунком, льняные нитки, нитки красного цвета (например «Лилия», «Ирис»), немного овечьей шерсти и немного хлопкового кружева.

Кукла крутится без использования иголки и ножниц. Ножницами пользуемся только если необходимо сделать надрез на ткани, чтобы она легче рвалась и если нужно отрезать крепкую нитки.

Из бересты вырезаем заготовку примерно 10*20 см и скрутите ее в трубочку. Поверх берестяной основы делаем скрутку из льна и закрепляем ниткой по линии шеи, талии и внизу. На верхнюю часть наложите небольшой слой шерсти или очеса льна.

Из красной однотонной ткани отрываем лоскут квадратной формы. Укладываем нашу заготовку на середину и формируем голову куклы. Закрепляем льняной нитью по линии шеи.

Делаем руки. Внутрь подгибаем уголки ткани, затем сгибаем стороны ткани друг на друга и складываем пополам. Закрепляем по низу льняной ниткой.

Аккуратно расправляем ткань вокруг куклы, закрепляем ниткой по талии. На груди делаем обережный крест красной ниткой (нитки перекрещиваются только на груди, на спине креста нет).

Юбку кукле делаем из лоскута ткани с рисунком. Подворачиваем верхний край внутрь на пару сантиметров и оборачиваем вокруг куклы. Закрепляем ниткой по талии.

Из двух лоскутков прямоугольной формы собираем передник. Закрепляем передник на кукле выворотно. Концы пояска завязываем впереди слева.

На голову куклы повязываем сначала кружевную повязку, затем полоску цветной ткани, а сверху платок (лоскут ткани треугольной формы). Концы платка завязываем сзади.

Из маленького лоскутка делаем кукле узелок, внутрь нужно положить сухарик. Привязываем узелок к правой руке куклы.

Левую ручку с помощью нитки прикрепляем к талии. Вручаем в левую руку веточку вербы. Наша кукла Пасха готова!

Спасибо! Замечательная куколка и МК хороший, подробный и понятный!

«Всё смешалось в дома Облонских» — и языческая кукла, и еврейский Песах, и Светлое Христово Воскресение=). А МК хороший, спасибо=).

Екатерина, не буду вступать в дискуссии ))) Спасибо за Ваше мнение и оценку!

Красивая кукла, спасибо за МК .

Наташечка, как здоооооорово! Спасибо тебе большое! Вдохновилась!

Красивая куколка! Спасибо за понятный МК!

Наташенькая, спасибо. Какая ты умничка! Фотографии красивые.

Лиза, спасибо большое

Наташа, а чем можно заменить скрутку из бересты?

Ирина, можно скрутку из плотной ткани сделать.

Наталья, спасибо за МК! Захотелось сделать такую куколку к Пасхе!

Не могли бы Вы дать размеры деталей, а то, боюсь, не справлюсь самостоятельно.

И какого размера, в итоге, она получается? Поддерживаю вопрос про бересту.

Галина, спасибо! Куколка небольшая (в моем варианте) около 20 см. Я в основном всегда ориентируюсь на свою ладонь. Ну примерно получается скрутка высота 20 см, из красной ткани лоску приблизительно 35*35. Вместо бересты можно использовать тканевую скрутку из плотной хлопковой или льняной ткани (размер лоскута для скрутки примерно как небольшое полотенце).

Уже очень хочется такую куколку создать! Все очень понятно. В избранное!

Наташа, спасибо. И куколка, и МК — замечательные. А фото — супер.

Аля, спасибо друг!

Спасибо большое, кукла — прелесть. Очень нравится все славянское, народное, куклы, обереги. Жаль , литературы маловто на эту тему. Удачи и добра , Вам , Наталья, куклы Ваши очень понравились

Спасибо! Рада, что тема Вам интересна )) Из книг могу посоветовать Галину Дайн.

Мастер-класс «Пасхальная кукла» (Мастер Гуляева Л.В.)

Спасибо, надо поискать

Делаем Рождественского ангела своими руками. Часть 1. Мастер класс для родителей

Необыкновенная куколка, очень мне понравилась. МК очень понятный!! Беру с вашего позволения к себе в закладки!!

Ирина, спасибо! Забирайте )))

Постараюсь смастерить такую куколку классному руководителю в подарок:-) Очень она пришласмь мне по душе!!

Наташа, спасибо! Как раз собиралась сделать такую куклу, поучусь у Мастера тонкостям)))

Марина, на здоровье! До Мастера мне еще далеко ))))) делюсь своими скромными знаниями.

На Масленницу делала таких же куколок-Берегинь для нашей многочисленной семьи, очень хорошие куколки получились. Но Ваш вариант с берестой и дополнительными элементами мне еще больше понравился, спасибо большое! А насчет того, языческая эта традиция или нет. В Европе вот кролик символ Пасхи (в Публикациях материал даже лежит), европейцы всячески его культивируют, при этом, раньше кролика приносили в жертву — потому-то сейчас он и символ плодородия 🙂 Но люди не заморачиваются, а просто сохраняют свои традиции, и это прекрасно! Так почему бы и нам наши традиции не сохранять? В древности Кострому в жертву приносили, а сегодня ни один Новый год без Снегурочки не обходится 🙂 Так что, все относительно. Кто-то полностью воцерковлен, кто-то еще с советских времен использует свои традиции празднования, кто-то ценит и уважает так популярный сейчас русский стиль, а кто-то успешно сочетает различные элементы. А Мастеру еще раз огромное спасибо, за подробности к деталям куколки!

Анна, то, что Вы пропагандируете — винегрет из разномастных религиозных и светских традиций, как достаточно древних, так и новоделов. Дань славянскому двоеверию? Чушь. Это не вера, это её отсутствие, как следствие повального атеизма, и нам, по сути, уже всё равно, что отмечать — Песах или Воскресение, Рождество или восточный Новый год. Главное — «праздник к нам приходит».

Симпатичная куколка получилась

Добрый вечер! Данная куколка к православию не имеет никакого отношения! Это язчческая куколка!

А люди, делающие свои первые шаги в православной вере,могут по незнаю принять это за правду!

Таша, уважаю мнение каждого. Спасибо Вам за комментарий. Но ведь если задуматься, то почти все праздники берут свое начало в язычестве )) Просто со временем ониизменили свое значение. Я не делаю упор, что это кукла взята из исторического источника. Кукла-образ праздника в традиционном для этого дня красном цвете. Буду Вам благодарна за ссылку на источник,где говорится о языческом происхождении этой куклы. Очень надеюсь, что данный в публикации материал никак не повлияет на веру православных.

Наталья, а Вы, например, можете объяснить с точки зрения христианской традиции, почему Ваша кукла не имеет лица?=)

Екатерина, могу объяснить ). Приведу цитату из книги «Тряпичная кукла» Галины Дайн «Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз». Уточню, что у меня нет цели развивать далее тему касающуюся религии. Это личное дело каждого )

Наталья, не совсем верно. Отсутствие лица в славянской ритуальной вышивке уводит нас в далёкую древность, во времена поклонения Рожаницам, где изображение лица богинь было табуировано, т.к. изображая лицо, вы награждаете богиню одним образом и одним характером, богини же многолики, «всехарактерны», а главное — беспристрастны. Появление подобных кукол-берегинь датируется значительно позже, т.е., по сути, является пост-языческим новоделом, но при этом 1. кукла остаётся изображением Рожаницы, 2. в изображении сохраняется традиционное отсутствие черт, как дань славянскому языческому символизму. Т.е., исходя из этого, данная кукла не имеет и не может иметь никакого отношения к христианству в целом и православию в частности, т.к. домашний идол одной из языческих богинь — не лучшее украшение дома в день Воскресения Христа.

Екатерина, спасибо за столь полное разьяснение. Обращаю Ваше внимание еще раз на то, что моя кукла не несет религиозного подтекста. Эта кукла-образ праздника в моем понимании. Наши мнения и не должны быть одинаковыми. Если хотите можете считать ее неверной, неправильной, языческой или еще какой-то другой. Я уважаю все мнения ).

Наталья, что значит «не несёт религиозного подтекста»?=) Вы назвали куклу пасхальной, отсылая нас не то к еврейскому Песаху, не то к христианскому Воскресению, но как ни крути, что Песах, что Воскресение — праздники религиозные=). Назвали бы куклу «весенней праздничной» — никаких бы вопросов лично у меня не возникло=).

Екатерина, ну пусть для Вас лично она будет Весенней !

Вот и славно=)). Хотя, я думаю, всё же не стоит вводить народ в заблуждение даже из самых лучших и светлых побуждений, говорят, именно ими и выстлана дорога в ад=).

Интересная информация. Хотелось бы ссылку на первоисточник

Ирина, славянское язычество в рамках общей индоевропейской религиозной традиции — моя основная работа. Т.е. я сама частенько являюсь первоисточником, хотя тему безликости обережных кукол (ритуальных вышивок) поднимали многие историки, начиная с Рыбакова и заканчивая Ивановым и Топоровым. Есть несколько теорий, объясняющих безликость кукол-берегинь, но большинство из них, буквально, вырвано из контекста общеиндоевропейской традиции. По самым распространённой и растиражированной теории, отсутствие черт лица объясняется возможностью вселения в куклу неких злых духов, что является полнейшим бредом и махровой альтернативщиной, т.к. славяне, как, собственно, и все индоевропейцы, никогда не исповедовали классический шаманизм и по определению не верили в существование духов, как добрых, так и злых. Теория о том, что на куклу с прорисованными чертами лица возможно навести порчу так же притянута за уши, т.к., исходя из сохранившейся информации, вышитые изображения безликих богинь, которые являются прообразом кукол-берегинь, далеко не всегда напрямую контактировали с предполагаемым объектом защиты и, в основном, использовались лишь в ритуальных целях. При этом ни одна из подобных теорий не способна объяснить, почему в ритуальной вышивке женские лики очень редко оставались незатканные элементами языческого символизма, но не защитными и охранными, а плодородия (квадрат, ромб). Символом защиты и охраны на вышивках служило не лицо богини, а положение рук, поднятых вверх, согнутых в локтях, с открытыми ладонями, если таковые изображались, повёрнутыми в сторону объекта защиты, т.е. на зрителя:

Простите, первоисточником чего Вы являетесь?

МК Натальи прост, понятен и приятен-сразу хочется сесть и сделать.

Листать названных Вами авторов не хочется, да и зачем? Ради исторической правды?

А вот куклу сделать хочется-просто для удовольствия. Ну и что, что что-то там у Вас с чем-то не вяжется? Напишите еще статей, но только в другом месте. В журнале, к примеру, «Любознательный историк».

Так садитесь и делайте, я Вас не держу=). Комментарий писался не Вам, не Вам на него и хамить=).

Ага) всю ночь читала Рыбакова, закончила Ивановым, добралась и до Ваших «первоисточников»)))

‘Аще кто куклу безликую языческую сотворит с вербой в руке, да подарит кому в Светлый праздник Христовый-гореть тому в пламени адовом до следующей Пасхи’

Автор МК слишком добр к Вам и кроток в ответах, исправляю эту нелепицу.

Создаем Пасхальную куклу к Светлому празднику

Совсем скоро наступит светлый праздник Пасха, который является самым главным праздником православного церковного года. На Пасху принято было «христоваться» — поздравлять с праздником друг друга. Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры — расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол.

Самая красивая праздничная кукла так и называется — кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье — это великий праздник жизни и возрождения. Предлагаю сделать такую куклу для себя или в подарок.

Для работы потребуются следующие материалы: лен натурального цвета или любая плотная светлая однотонная ткань, берестяная скрутка, хлопковая ткань красного цвета однотонная и с рисунком, льняные нитки, нитки красного цвета (например «Лилия», «Ирис»), немного овечьей шерсти и немного хлопкового кружева.

Кукла крутится без использования иголки и ножниц. Ножницами пользуемся только если необходимо сделать надрез на ткани, чтобы она легче рвалась и если нужно отрезать крепкую нитки.

Из бересты вырезаем заготовку примерно 10*20 см и скрутите ее в трубочку. Поверх берестяной основы делаем скрутку из льна и закрепляем ниткой по линии шеи, талии и внизу. На верхнюю часть наложите небольшой слой шерсти или очеса льна.

Из красной однотонной ткани отрываем лоскут квадратной формы. Укладываем нашу заготовку на середину и формируем голову куклы. Закрепляем льняной нитью по линии шеи.

Мастер-класс «Пасхальная голубка»

Делаем руки. Внутрь подгибаем уголки ткани, затем сгибаем стороны ткани друг на друга и складываем пополам. Закрепляем по низу льняной ниткой.

Аккуратно расправляем ткань вокруг куклы, закрепляем ниткой по талии. На груди делаем обережный крест красной ниткой (нитки перекрещиваются только на груди, на спине креста нет).

Юбку кукле делаем из лоскута ткани с рисунком. Подворачиваем верхний край внутрь на пару сантиметров и оборачиваем вокруг куклы. Закрепляем ниткой по талии.

Из двух лоскутков прямоугольной формы собираем передник. Закрепляем передник на кукле выворотно. Концы пояска завязываем впереди слева.

На голову куклы повязываем сначала кружевную повязку, затем полоску цветной ткани, а сверху платок (лоскут ткани треугольной формы). Концы платка завязываем сзади.

Из маленького лоскутка делаем кукле узелок, внутрь нужно положить сухарик. Привязываем узелок к правой руке куклы.

Левую ручку с помощью нитки прикрепляем к талии. Вручаем в левую руку веточку вербы. Наша кукла Пасха готова!

Пасхальное гнездышко/ Пролески из фоамирана без молдов/ Как сделать прозрачные капли росы

Спасибо! Замечательная куколка и МК хороший, подробный и понятный!

«Всё смешалось в дома Облонских» — и языческая кукла, и еврейский Песах, и Светлое Христово Воскресение=). А МК хороший, спасибо=).

Екатерина, не буду вступать в дискуссии ))) Спасибо за Ваше мнение и оценку!

Красивая кукла, спасибо за МК .

Наташечка, как здоооооорово! Спасибо тебе большое! Вдохновилась!

Красивая куколка! Спасибо за понятный МК!

Наташенькая, спасибо. Какая ты умничка! Фотографии красивые.

Лиза, спасибо большое

Наташа, а чем можно заменить скрутку из бересты?

Ирина, можно скрутку из плотной ткани сделать.

Наталья, спасибо за МК! Захотелось сделать такую куколку к Пасхе!

Не могли бы Вы дать размеры деталей, а то, боюсь, не справлюсь самостоятельно.

И какого размера, в итоге, она получается? Поддерживаю вопрос про бересту.

Галина, спасибо! Куколка небольшая (в моем варианте) около 20 см. Я в основном всегда ориентируюсь на свою ладонь. Ну примерно получается скрутка высота 20 см, из красной ткани лоску приблизительно 35*35. Вместо бересты можно использовать тканевую скрутку из плотной хлопковой или льняной ткани (размер лоскута для скрутки примерно как небольшое полотенце).

Уже очень хочется такую куколку создать! Все очень понятно. В избранное!

Наташа, спасибо. И куколка, и МК — замечательные. А фото — супер.

Аля, спасибо друг!

Спасибо большое, кукла — прелесть. Очень нравится все славянское, народное, куклы, обереги. Жаль , литературы маловто на эту тему. Удачи и добра , Вам , Наталья, куклы Ваши очень понравились

Спасибо! Рада, что тема Вам интересна )) Из книг могу посоветовать Галину Дайн.

Спасибо, надо поискать

Необыкновенная куколка, очень мне понравилась. МК очень понятный!! Беру с вашего позволения к себе в закладки!!

Ирина, спасибо! Забирайте )))

Постараюсь смастерить такую куколку классному руководителю в подарок:-) Очень она пришласмь мне по душе!!

Наташа, спасибо! Как раз собиралась сделать такую куклу, поучусь у Мастера тонкостям)))

Марина, на здоровье! До Мастера мне еще далеко ))))) делюсь своими скромными знаниями.

На Масленницу делала таких же куколок-Берегинь для нашей многочисленной семьи, очень хорошие куколки получились. Но Ваш вариант с берестой и дополнительными элементами мне еще больше понравился, спасибо большое! А насчет того, языческая эта традиция или нет. В Европе вот кролик символ Пасхи (в Публикациях материал даже лежит), европейцы всячески его культивируют, при этом, раньше кролика приносили в жертву — потому-то сейчас он и символ плодородия 🙂 Но люди не заморачиваются, а просто сохраняют свои традиции, и это прекрасно! Так почему бы и нам наши традиции не сохранять? В древности Кострому в жертву приносили, а сегодня ни один Новый год без Снегурочки не обходится 🙂 Так что, все относительно. Кто-то полностью воцерковлен, кто-то еще с советских времен использует свои традиции празднования, кто-то ценит и уважает так популярный сейчас русский стиль, а кто-то успешно сочетает различные элементы. А Мастеру еще раз огромное спасибо, за подробности к деталям куколки!

МАСТЕР КЛАСС Пасхальная Корзинка. EASTER BASKET. Master Class.Hand Made

Анна, то, что Вы пропагандируете — винегрет из разномастных религиозных и светских традиций, как достаточно древних, так и новоделов. Дань славянскому двоеверию? Чушь. Это не вера, это её отсутствие, как следствие повального атеизма, и нам, по сути, уже всё равно, что отмечать — Песах или Воскресение, Рождество или восточный Новый год. Главное — «праздник к нам приходит».

Симпатичная куколка получилась

Добрый вечер! Данная куколка к православию не имеет никакого отношения! Это язчческая куколка!

А люди, делающие свои первые шаги в православной вере,могут по незнаю принять это за правду!

Таша, уважаю мнение каждого. Спасибо Вам за комментарий. Но ведь если задуматься, то почти все праздники берут свое начало в язычестве )) Просто со временем ониизменили свое значение. Я не делаю упор, что это кукла взята из исторического источника. Кукла-образ праздника в традиционном для этого дня красном цвете. Буду Вам благодарна за ссылку на источник,где говорится о языческом происхождении этой куклы. Очень надеюсь, что данный в публикации материал никак не повлияет на веру православных.

Наталья, а Вы, например, можете объяснить с точки зрения христианской традиции, почему Ваша кукла не имеет лица?=)

Екатерина, могу объяснить ). Приведу цитату из книги «Тряпичная кукла» Галины Дайн «Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз». Уточню, что у меня нет цели развивать далее тему касающуюся религии. Это личное дело каждого )

Наталья, не совсем верно. Отсутствие лица в славянской ритуальной вышивке уводит нас в далёкую древность, во времена поклонения Рожаницам, где изображение лица богинь было табуировано, т.к. изображая лицо, вы награждаете богиню одним образом и одним характером, богини же многолики, «всехарактерны», а главное — беспристрастны. Появление подобных кукол-берегинь датируется значительно позже, т.е., по сути, является пост-языческим новоделом, но при этом 1. кукла остаётся изображением Рожаницы, 2. в изображении сохраняется традиционное отсутствие черт, как дань славянскому языческому символизму. Т.е., исходя из этого, данная кукла не имеет и не может иметь никакого отношения к христианству в целом и православию в частности, т.к. домашний идол одной из языческих богинь — не лучшее украшение дома в день Воскресения Христа.

Екатерина, спасибо за столь полное разьяснение. Обращаю Ваше внимание еще раз на то, что моя кукла не несет религиозного подтекста. Эта кукла-образ праздника в моем понимании. Наши мнения и не должны быть одинаковыми. Если хотите можете считать ее неверной, неправильной, языческой или еще какой-то другой. Я уважаю все мнения ).

Наталья, что значит «не несёт религиозного подтекста»?=) Вы назвали куклу пасхальной, отсылая нас не то к еврейскому Песаху, не то к христианскому Воскресению, но как ни крути, что Песах, что Воскресение — праздники религиозные=). Назвали бы куклу «весенней праздничной» — никаких бы вопросов лично у меня не возникло=).

Екатерина, ну пусть для Вас лично она будет Весенней !

Вот и славно=)). Хотя, я думаю, всё же не стоит вводить народ в заблуждение даже из самых лучших и светлых побуждений, говорят, именно ими и выстлана дорога в ад=).

Интересная информация. Хотелось бы ссылку на первоисточник

Ирина, славянское язычество в рамках общей индоевропейской религиозной традиции — моя основная работа. Т.е. я сама частенько являюсь первоисточником, хотя тему безликости обережных кукол (ритуальных вышивок) поднимали многие историки, начиная с Рыбакова и заканчивая Ивановым и Топоровым. Есть несколько теорий, объясняющих безликость кукол-берегинь, но большинство из них, буквально, вырвано из контекста общеиндоевропейской традиции. По самым распространённой и растиражированной теории, отсутствие черт лица объясняется возможностью вселения в куклу неких злых духов, что является полнейшим бредом и махровой альтернативщиной, т.к. славяне, как, собственно, и все индоевропейцы, никогда не исповедовали классический шаманизм и по определению не верили в существование духов, как добрых, так и злых. Теория о том, что на куклу с прорисованными чертами лица возможно навести порчу так же притянута за уши, т.к., исходя из сохранившейся информации, вышитые изображения безликих богинь, которые являются прообразом кукол-берегинь, далеко не всегда напрямую контактировали с предполагаемым объектом защиты и, в основном, использовались лишь в ритуальных целях. При этом ни одна из подобных теорий не способна объяснить, почему в ритуальной вышивке женские лики очень редко оставались незатканные элементами языческого символизма, но не защитными и охранными, а плодородия (квадрат, ромб). Символом защиты и охраны на вышивках служило не лицо богини, а положение рук, поднятых вверх, согнутых в локтях, с открытыми ладонями, если таковые изображались, повёрнутыми в сторону объекта защиты, т.е. на зрителя:

Простите, первоисточником чего Вы являетесь?

МК Натальи прост, понятен и приятен-сразу хочется сесть и сделать.

Листать названных Вами авторов не хочется, да и зачем? Ради исторической правды?

А вот куклу сделать хочется-просто для удовольствия. Ну и что, что что-то там у Вас с чем-то не вяжется? Напишите еще статей, но только в другом месте. В журнале, к примеру, «Любознательный историк».

Так садитесь и делайте, я Вас не держу=). Комментарий писался не Вам, не Вам на него и хамить=).

Ага) всю ночь читала Рыбакова, закончила Ивановым, добралась и до Ваших «первоисточников»)))

‘Аще кто куклу безликую языческую сотворит с вербой в руке, да подарит кому в Светлый праздник Христовый-гореть тому в пламени адовом до следующей Пасхи’

Автор МК слишком добр к Вам и кроток в ответах, исправляю эту нелепицу.

Создаем Пасхальную куклу к Светлому празднику

Совсем скоро наступит светлый праздник Пасха, который является самым главным праздником православного церковного года. На Пасху принято было «христоваться» — поздравлять с праздником друг друга. Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры — расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол.

Самая красивая праздничная кукла так и называется — кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье — это великий праздник жизни и возрождения. Предлагаю сделать такую куклу для себя или в подарок.

Для работы потребуются следующие материалы: лен натурального цвета или любая плотная светлая однотонная ткань, берестяная скрутка, хлопковая ткань красного цвета однотонная и с рисунком, льняные нитки, нитки красного цвета (например «Лилия», «Ирис»), немного овечьей шерсти и немного хлопкового кружева.

Кукла крутится без использования иголки и ножниц. Ножницами пользуемся только если необходимо сделать надрез на ткани, чтобы она легче рвалась и если нужно отрезать крепкую нитки.

Из бересты вырезаем заготовку примерно 10*20 см и скрутите ее в трубочку. Поверх берестяной основы делаем скрутку из льна и закрепляем ниткой по линии шеи, талии и внизу. На верхнюю часть наложите небольшой слой шерсти или очеса льна.

Из красной однотонной ткани отрываем лоскут квадратной формы. Укладываем нашу заготовку на середину и формируем голову куклы. Закрепляем льняной нитью по линии шеи.

Делаем руки. Внутрь подгибаем уголки ткани, затем сгибаем стороны ткани друг на друга и складываем пополам. Закрепляем по низу льняной ниткой.

Аккуратно расправляем ткань вокруг куклы, закрепляем ниткой по талии. На груди делаем обережный крест красной ниткой (нитки перекрещиваются только на груди, на спине креста нет).

Юбку кукле делаем из лоскута ткани с рисунком. Подворачиваем верхний край внутрь на пару сантиметров и оборачиваем вокруг куклы. Закрепляем ниткой по талии.

Из двух лоскутков прямоугольной формы собираем передник. Закрепляем передник на кукле выворотно. Концы пояска завязываем впереди слева.

На голову куклы повязываем сначала кружевную повязку, затем полоску цветной ткани, а сверху платок (лоскут ткани треугольной формы). Концы платка завязываем сзади.

Из маленького лоскутка делаем кукле узелок, внутрь нужно положить сухарик. Привязываем узелок к правой руке куклы.

Левую ручку с помощью нитки прикрепляем к талии. Вручаем в левую руку веточку вербы. Наша кукла Пасха готова!

Спасибо! Замечательная куколка и МК хороший, подробный и понятный!

«Всё смешалось в дома Облонских» — и языческая кукла, и еврейский Песах, и Светлое Христово Воскресение=). А МК хороший, спасибо=).

Екатерина, не буду вступать в дискуссии ))) Спасибо за Ваше мнение и оценку!

Красивая кукла, спасибо за МК .

Наташечка, как здоооооорово! Спасибо тебе большое! Вдохновилась!

Красивая куколка! Спасибо за понятный МК!

Наташенькая, спасибо. Какая ты умничка! Фотографии красивые.

Лиза, спасибо большое

Наташа, а чем можно заменить скрутку из бересты?

Ирина, можно скрутку из плотной ткани сделать.

Наталья, спасибо за МК! Захотелось сделать такую куколку к Пасхе!

Не могли бы Вы дать размеры деталей, а то, боюсь, не справлюсь самостоятельно.

И какого размера, в итоге, она получается? Поддерживаю вопрос про бересту.

Галина, спасибо! Куколка небольшая (в моем варианте) около 20 см. Я в основном всегда ориентируюсь на свою ладонь. Ну примерно получается скрутка высота 20 см, из красной ткани лоску приблизительно 35*35. Вместо бересты можно использовать тканевую скрутку из плотной хлопковой или льняной ткани (размер лоскута для скрутки примерно как небольшое полотенце).

Уже очень хочется такую куколку создать! Все очень понятно. В избранное!

Наташа, спасибо. И куколка, и МК — замечательные. А фото — супер.

Аля, спасибо друг!

Спасибо большое, кукла — прелесть. Очень нравится все славянское, народное, куклы, обереги. Жаль , литературы маловто на эту тему. Удачи и добра , Вам , Наталья, куклы Ваши очень понравились

Спасибо! Рада, что тема Вам интересна )) Из книг могу посоветовать Галину Дайн.

Спасибо, надо поискать

Необыкновенная куколка, очень мне понравилась. МК очень понятный!! Беру с вашего позволения к себе в закладки!!

Ирина, спасибо! Забирайте )))

Постараюсь смастерить такую куколку классному руководителю в подарок:-) Очень она пришласмь мне по душе!!

Наташа, спасибо! Как раз собиралась сделать такую куклу, поучусь у Мастера тонкостям)))

Марина, на здоровье! До Мастера мне еще далеко ))))) делюсь своими скромными знаниями.

На Масленницу делала таких же куколок-Берегинь для нашей многочисленной семьи, очень хорошие куколки получились. Но Ваш вариант с берестой и дополнительными элементами мне еще больше понравился, спасибо большое! А насчет того, языческая эта традиция или нет. В Европе вот кролик символ Пасхи (в Публикациях материал даже лежит), европейцы всячески его культивируют, при этом, раньше кролика приносили в жертву — потому-то сейчас он и символ плодородия 🙂 Но люди не заморачиваются, а просто сохраняют свои традиции, и это прекрасно! Так почему бы и нам наши традиции не сохранять? В древности Кострому в жертву приносили, а сегодня ни один Новый год без Снегурочки не обходится 🙂 Так что, все относительно. Кто-то полностью воцерковлен, кто-то еще с советских времен использует свои традиции празднования, кто-то ценит и уважает так популярный сейчас русский стиль, а кто-то успешно сочетает различные элементы. А Мастеру еще раз огромное спасибо, за подробности к деталям куколки!

Анна, то, что Вы пропагандируете — винегрет из разномастных религиозных и светских традиций, как достаточно древних, так и новоделов. Дань славянскому двоеверию? Чушь. Это не вера, это её отсутствие, как следствие повального атеизма, и нам, по сути, уже всё равно, что отмечать — Песах или Воскресение, Рождество или восточный Новый год. Главное — «праздник к нам приходит».

Симпатичная куколка получилась

Добрый вечер! Данная куколка к православию не имеет никакого отношения! Это язчческая куколка!

А люди, делающие свои первые шаги в православной вере,могут по незнаю принять это за правду!

Таша, уважаю мнение каждого. Спасибо Вам за комментарий. Но ведь если задуматься, то почти все праздники берут свое начало в язычестве )) Просто со временем ониизменили свое значение. Я не делаю упор, что это кукла взята из исторического источника. Кукла-образ праздника в традиционном для этого дня красном цвете. Буду Вам благодарна за ссылку на источник,где говорится о языческом происхождении этой куклы. Очень надеюсь, что данный в публикации материал никак не повлияет на веру православных.

Наталья, а Вы, например, можете объяснить с точки зрения христианской традиции, почему Ваша кукла не имеет лица?=)

Екатерина, могу объяснить ). Приведу цитату из книги «Тряпичная кукла» Галины Дайн «Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз». Уточню, что у меня нет цели развивать далее тему касающуюся религии. Это личное дело каждого )

Онлайн мастер – класс по изготовлению народной куклы «Кукла Пасха»

Наталья, не совсем верно. Отсутствие лица в славянской ритуальной вышивке уводит нас в далёкую древность, во времена поклонения Рожаницам, где изображение лица богинь было табуировано, т.к. изображая лицо, вы награждаете богиню одним образом и одним характером, богини же многолики, «всехарактерны», а главное — беспристрастны. Появление подобных кукол-берегинь датируется значительно позже, т.е., по сути, является пост-языческим новоделом, но при этом 1. кукла остаётся изображением Рожаницы, 2. в изображении сохраняется традиционное отсутствие черт, как дань славянскому языческому символизму. Т.е., исходя из этого, данная кукла не имеет и не может иметь никакого отношения к христианству в целом и православию в частности, т.к. домашний идол одной из языческих богинь — не лучшее украшение дома в день Воскресения Христа.

Екатерина, спасибо за столь полное разьяснение. Обращаю Ваше внимание еще раз на то, что моя кукла не несет религиозного подтекста. Эта кукла-образ праздника в моем понимании. Наши мнения и не должны быть одинаковыми. Если хотите можете считать ее неверной, неправильной, языческой или еще какой-то другой. Я уважаю все мнения ).

Наталья, что значит «не несёт религиозного подтекста»?=) Вы назвали куклу пасхальной, отсылая нас не то к еврейскому Песаху, не то к христианскому Воскресению, но как ни крути, что Песах, что Воскресение — праздники религиозные=). Назвали бы куклу «весенней праздничной» — никаких бы вопросов лично у меня не возникло=).

Екатерина, ну пусть для Вас лично она будет Весенней !

Вот и славно=)). Хотя, я думаю, всё же не стоит вводить народ в заблуждение даже из самых лучших и светлых побуждений, говорят, именно ими и выстлана дорога в ад=).

Интересная информация. Хотелось бы ссылку на первоисточник

Ирина, славянское язычество в рамках общей индоевропейской религиозной традиции — моя основная работа. Т.е. я сама частенько являюсь первоисточником, хотя тему безликости обережных кукол (ритуальных вышивок) поднимали многие историки, начиная с Рыбакова и заканчивая Ивановым и Топоровым. Есть несколько теорий, объясняющих безликость кукол-берегинь, но большинство из них, буквально, вырвано из контекста общеиндоевропейской традиции. По самым распространённой и растиражированной теории, отсутствие черт лица объясняется возможностью вселения в куклу неких злых духов, что является полнейшим бредом и махровой альтернативщиной, т.к. славяне, как, собственно, и все индоевропейцы, никогда не исповедовали классический шаманизм и по определению не верили в существование духов, как добрых, так и злых. Теория о том, что на куклу с прорисованными чертами лица возможно навести порчу так же притянута за уши, т.к., исходя из сохранившейся информации, вышитые изображения безликих богинь, которые являются прообразом кукол-берегинь, далеко не всегда напрямую контактировали с предполагаемым объектом защиты и, в основном, использовались лишь в ритуальных целях. При этом ни одна из подобных теорий не способна объяснить, почему в ритуальной вышивке женские лики очень редко оставались незатканные элементами языческого символизма, но не защитными и охранными, а плодородия (квадрат, ромб). Символом защиты и охраны на вышивках служило не лицо богини, а положение рук, поднятых вверх, согнутых в локтях, с открытыми ладонями, если таковые изображались, повёрнутыми в сторону объекта защиты, т.е. на зрителя:

Простите, первоисточником чего Вы являетесь?

МК Натальи прост, понятен и приятен-сразу хочется сесть и сделать.

Листать названных Вами авторов не хочется, да и зачем? Ради исторической правды?

А вот куклу сделать хочется-просто для удовольствия. Ну и что, что что-то там у Вас с чем-то не вяжется? Напишите еще статей, но только в другом месте. В журнале, к примеру, «Любознательный историк».

Так садитесь и делайте, я Вас не держу=). Комментарий писался не Вам, не Вам на него и хамить=).

Ага) всю ночь читала Рыбакова, закончила Ивановым, добралась и до Ваших «первоисточников»)))

‘Аще кто куклу безликую языческую сотворит с вербой в руке, да подарит кому в Светлый праздник Христовый-гореть тому в пламени адовом до следующей Пасхи’

Автор МК слишком добр к Вам и кроток в ответах, исправляю эту нелепицу.

Создаем Пасхальную куклу к Светлому празднику

Совсем скоро наступит светлый праздник Пасха, который является самым главным праздником православного церковного года. На Пасху принято было «христоваться» — поздравлять с праздником друг друга. Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры — расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол.

Самая красивая праздничная кукла так и называется — кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье — это великий праздник жизни и возрождения. Предлагаю сделать такую куклу для себя или в подарок.

Для работы потребуются следующие материалы: лен натурального цвета или любая плотная светлая однотонная ткань, берестяная скрутка, хлопковая ткань красного цвета однотонная и с рисунком, льняные нитки, нитки красного цвета (например «Лилия», «Ирис»), немного овечьей шерсти и немного хлопкового кружева.

Кукла крутится без использования иголки и ножниц. Ножницами пользуемся только если необходимо сделать надрез на ткани, чтобы она легче рвалась и если нужно отрезать крепкую нитки.

Из бересты вырезаем заготовку примерно 10*20 см и скрутите ее в трубочку. Поверх берестяной основы делаем скрутку из льна и закрепляем ниткой по линии шеи, талии и внизу. На верхнюю часть наложите небольшой слой шерсти или очеса льна.

Из красной однотонной ткани отрываем лоскут квадратной формы. Укладываем нашу заготовку на середину и формируем голову куклы. Закрепляем льняной нитью по линии шеи.

Делаем руки. Внутрь подгибаем уголки ткани, затем сгибаем стороны ткани друг на друга и складываем пополам. Закрепляем по низу льняной ниткой.

Аккуратно расправляем ткань вокруг куклы, закрепляем ниткой по талии. На груди делаем обережный крест красной ниткой (нитки перекрещиваются только на груди, на спине креста нет).

Юбку кукле делаем из лоскута ткани с рисунком. Подворачиваем верхний край внутрь на пару сантиметров и оборачиваем вокруг куклы. Закрепляем ниткой по талии.

Из двух лоскутков прямоугольной формы собираем передник. Закрепляем передник на кукле выворотно. Концы пояска завязываем впереди слева.

Мастер-класс Пасхальная кукла-оберег

На голову куклы повязываем сначала кружевную повязку, затем полоску цветной ткани, а сверху платок (лоскут ткани треугольной формы). Концы платка завязываем сзади.

Из маленького лоскутка делаем кукле узелок, внутрь нужно положить сухарик. Привязываем узелок к правой руке куклы.

Левую ручку с помощью нитки прикрепляем к талии. Вручаем в левую руку веточку вербы. Наша кукла Пасха готова!

Спасибо! Замечательная куколка и МК хороший, подробный и понятный!

«Всё смешалось в дома Облонских» — и языческая кукла, и еврейский Песах, и Светлое Христово Воскресение=). А МК хороший, спасибо=).

Екатерина, не буду вступать в дискуссии ))) Спасибо за Ваше мнение и оценку!

Красивая кукла, спасибо за МК .

Наташечка, как здоооооорово! Спасибо тебе большое! Вдохновилась!

Красивая куколка! Спасибо за понятный МК!

Наташенькая, спасибо. Какая ты умничка! Фотографии красивые.

Лиза, спасибо большое

Наташа, а чем можно заменить скрутку из бересты?

Ирина, можно скрутку из плотной ткани сделать.

Наталья, спасибо за МК! Захотелось сделать такую куколку к Пасхе!

Не могли бы Вы дать размеры деталей, а то, боюсь, не справлюсь самостоятельно.

И какого размера, в итоге, она получается? Поддерживаю вопрос про бересту.

Галина, спасибо! Куколка небольшая (в моем варианте) около 20 см. Я в основном всегда ориентируюсь на свою ладонь. Ну примерно получается скрутка высота 20 см, из красной ткани лоску приблизительно 35*35. Вместо бересты можно использовать тканевую скрутку из плотной хлопковой или льняной ткани (размер лоскута для скрутки примерно как небольшое полотенце).

Уже очень хочется такую куколку создать! Все очень понятно. В избранное!

Наташа, спасибо. И куколка, и МК — замечательные. А фото — супер.

Мастер-класс по изготовлению пасхального сувенира

Аля, спасибо друг!

Спасибо большое, кукла — прелесть. Очень нравится все славянское, народное, куклы, обереги. Жаль , литературы маловто на эту тему. Удачи и добра , Вам , Наталья, куклы Ваши очень понравились

Спасибо! Рада, что тема Вам интересна )) Из книг могу посоветовать Галину Дайн.

Спасибо, надо поискать

Необыкновенная куколка, очень мне понравилась. МК очень понятный!! Беру с вашего позволения к себе в закладки!!

Ирина, спасибо! Забирайте )))

Белозерский музей онлайн/ мастер-класс «Пасхальная кукла»

Постараюсь смастерить такую куколку классному руководителю в подарок:-) Очень она пришласмь мне по душе!!

Наташа, спасибо! Как раз собиралась сделать такую куклу, поучусь у Мастера тонкостям)))

Марина, на здоровье! До Мастера мне еще далеко ))))) делюсь своими скромными знаниями.

На Масленницу делала таких же куколок-Берегинь для нашей многочисленной семьи, очень хорошие куколки получились. Но Ваш вариант с берестой и дополнительными элементами мне еще больше понравился, спасибо большое! А насчет того, языческая эта традиция или нет. В Европе вот кролик символ Пасхи (в Публикациях материал даже лежит), европейцы всячески его культивируют, при этом, раньше кролика приносили в жертву — потому-то сейчас он и символ плодородия 🙂 Но люди не заморачиваются, а просто сохраняют свои традиции, и это прекрасно! Так почему бы и нам наши традиции не сохранять? В древности Кострому в жертву приносили, а сегодня ни один Новый год без Снегурочки не обходится 🙂 Так что, все относительно. Кто-то полностью воцерковлен, кто-то еще с советских времен использует свои традиции празднования, кто-то ценит и уважает так популярный сейчас русский стиль, а кто-то успешно сочетает различные элементы. А Мастеру еще раз огромное спасибо, за подробности к деталям куколки!

Анна, то, что Вы пропагандируете — винегрет из разномастных религиозных и светских традиций, как достаточно древних, так и новоделов. Дань славянскому двоеверию? Чушь. Это не вера, это её отсутствие, как следствие повального атеизма, и нам, по сути, уже всё равно, что отмечать — Песах или Воскресение, Рождество или восточный Новый год. Главное — «праздник к нам приходит».

Симпатичная куколка получилась

Добрый вечер! Данная куколка к православию не имеет никакого отношения! Это язчческая куколка!

А люди, делающие свои первые шаги в православной вере,могут по незнаю принять это за правду!

Таша, уважаю мнение каждого. Спасибо Вам за комментарий. Но ведь если задуматься, то почти все праздники берут свое начало в язычестве )) Просто со временем ониизменили свое значение. Я не делаю упор, что это кукла взята из исторического источника. Кукла-образ праздника в традиционном для этого дня красном цвете. Буду Вам благодарна за ссылку на источник,где говорится о языческом происхождении этой куклы. Очень надеюсь, что данный в публикации материал никак не повлияет на веру православных.

Наталья, а Вы, например, можете объяснить с точки зрения христианской традиции, почему Ваша кукла не имеет лица?=)

Екатерина, могу объяснить ). Приведу цитату из книги «Тряпичная кукла» Галины Дайн «Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз». Уточню, что у меня нет цели развивать далее тему касающуюся религии. Это личное дело каждого )

Наталья, не совсем верно. Отсутствие лица в славянской ритуальной вышивке уводит нас в далёкую древность, во времена поклонения Рожаницам, где изображение лица богинь было табуировано, т.к. изображая лицо, вы награждаете богиню одним образом и одним характером, богини же многолики, «всехарактерны», а главное — беспристрастны. Появление подобных кукол-берегинь датируется значительно позже, т.е., по сути, является пост-языческим новоделом, но при этом 1. кукла остаётся изображением Рожаницы, 2. в изображении сохраняется традиционное отсутствие черт, как дань славянскому языческому символизму. Т.е., исходя из этого, данная кукла не имеет и не может иметь никакого отношения к христианству в целом и православию в частности, т.к. домашний идол одной из языческих богинь — не лучшее украшение дома в день Воскресения Христа.

Екатерина, спасибо за столь полное разьяснение. Обращаю Ваше внимание еще раз на то, что моя кукла не несет религиозного подтекста. Эта кукла-образ праздника в моем понимании. Наши мнения и не должны быть одинаковыми. Если хотите можете считать ее неверной, неправильной, языческой или еще какой-то другой. Я уважаю все мнения ).

Наталья, что значит «не несёт религиозного подтекста»?=) Вы назвали куклу пасхальной, отсылая нас не то к еврейскому Песаху, не то к христианскому Воскресению, но как ни крути, что Песах, что Воскресение — праздники религиозные=). Назвали бы куклу «весенней праздничной» — никаких бы вопросов лично у меня не возникло=).

Мастер-класс: Кукла вербница

Екатерина, ну пусть для Вас лично она будет Весенней !

Вот и славно=)). Хотя, я думаю, всё же не стоит вводить народ в заблуждение даже из самых лучших и светлых побуждений, говорят, именно ими и выстлана дорога в ад=).

Интересная информация. Хотелось бы ссылку на первоисточник

Ирина, славянское язычество в рамках общей индоевропейской религиозной традиции — моя основная работа. Т.е. я сама частенько являюсь первоисточником, хотя тему безликости обережных кукол (ритуальных вышивок) поднимали многие историки, начиная с Рыбакова и заканчивая Ивановым и Топоровым. Есть несколько теорий, объясняющих безликость кукол-берегинь, но большинство из них, буквально, вырвано из контекста общеиндоевропейской традиции. По самым распространённой и растиражированной теории, отсутствие черт лица объясняется возможностью вселения в куклу неких злых духов, что является полнейшим бредом и махровой альтернативщиной, т.к. славяне, как, собственно, и все индоевропейцы, никогда не исповедовали классический шаманизм и по определению не верили в существование духов, как добрых, так и злых. Теория о том, что на куклу с прорисованными чертами лица возможно навести порчу так же притянута за уши, т.к., исходя из сохранившейся информации, вышитые изображения безликих богинь, которые являются прообразом кукол-берегинь, далеко не всегда напрямую контактировали с предполагаемым объектом защиты и, в основном, использовались лишь в ритуальных целях. При этом ни одна из подобных теорий не способна объяснить, почему в ритуальной вышивке женские лики очень редко оставались незатканные элементами языческого символизма, но не защитными и охранными, а плодородия (квадрат, ромб). Символом защиты и охраны на вышивках служило не лицо богини, а положение рук, поднятых вверх, согнутых в локтях, с открытыми ладонями, если таковые изображались, повёрнутыми в сторону объекта защиты, т.е. на зрителя:

Простите, первоисточником чего Вы являетесь?

МК Натальи прост, понятен и приятен-сразу хочется сесть и сделать.

Листать названных Вами авторов не хочется, да и зачем? Ради исторической правды?

А вот куклу сделать хочется-просто для удовольствия. Ну и что, что что-то там у Вас с чем-то не вяжется? Напишите еще статей, но только в другом месте. В журнале, к примеру, «Любознательный историк».

Так садитесь и делайте, я Вас не держу=). Комментарий писался не Вам, не Вам на него и хамить=).

Ага) всю ночь читала Рыбакова, закончила Ивановым, добралась и до Ваших «первоисточников»)))

‘Аще кто куклу безликую языческую сотворит с вербой в руке, да подарит кому в Светлый праздник Христовый-гореть тому в пламени адовом до следующей Пасхи’

Автор МК слишком добр к Вам и кроток в ответах, исправляю эту нелепицу.