Мастер-класс Создаем пэтч — лоскутный мотив.. Финал

Создаем пэтч — лоскутный мотив. Часть 1

Все мы когда-то начинали. Я начинала с прекрасного дайджеста по лоскутному шитью «Лоскутное шитьё: красиво и легко».

Его издатели предполагали, что читатели пошьют вот такое одеяло в течение двух лет, разбирались все пэтчи — мотивы, сборка, а ещё публиковались истории лоскутниц (преимущественно, американских) и всякие дополнения, типа лоскутного зайки

Ну надо сказать, что вначале было некрасиво и нелегко, но, с практикой, что-то началось получаться, т.к. в этом издании всё объяснялось буквально пошагово. И сегодня я пользуюсь тамошними шаблонами и мотивами, фаворит, конечно — дрезденская тарелка. У них — самый красивый вариант по-моему.

Однако — возможно, это моя такая натура — мне всё время хотелось выйти за рамки, какие-то рутинные штуки — например, глажку/утюжку — пропустить вообще, не подрезать мотив перед сборкой и пр. Конечно за 6 прошедших лет я научилась терпению и тщательности, но всё равно хочется иногда большей свободы — люфта, так сказать.

Эту «серию объяснялок» я задумала для тех, у кого нет цели стать лоскутницей, но кто время от времени — с детьми или для себя — готов что-то сделать из тряпочек, но не очень понимает — как. Конечно, сейчас много схем выложено в интернет, но не всегда поучается так, как на картинке. Опять-таки, рисунок и изделие — две большие разницы. А мне бы хотелось, чтобы вы более коротким и простым путём шли к успеху. Поэтому я даже хотела провести вебинарчик по теме лоскутного мотива. Но тут наступило лето, почти сняли карантин. Так что, полагаю, пост будет более востребован. А потом — если вам захочется, то можно будет видео снять.

Я не советую замахиваться сразу на одеяло. Даже наволочка всё-таки большая и есть там свои нюансы. Лучше всего — сшить законченный плоский мотив. Вопрос — для чего. Ну можно шить просто так, а потом оформить как-то или положить, как образец. Но мне кажется, для успеха затеи, стоит сразу придумать применение этому пэтчу — тогда всё будет гораздо конкретнее.

Я предлагаю вам сшить карман для сумки-шоппера-торбы. Я шью сумки для подружек-художниц, у них — определённый формат, под А3 (ну конечно чуть больше). Про сумку я расскажу в другом посте. а вот карман на сумку, наружный, нужен под формат А4, причём они не просят делать его с застёжкой — поэтому тут как раз можно использовать простенький пэтчик.

Почему простенький — потому что когда сумка всё время в работе и карман тоже часто используется, он должен быть достаточно гладким, без излишеств и толщин. То есть оптимальное количество соединений — 2-3 слоя. Есть гораздо более толстые швы — 6, 8, 12 слоёв ткани. Это и для начала сложно и потом весь топ пэтча будет буграми. В панно — нормально, в кармане — сомнительно. Кроме того, подогнать все линии и уголочки в двух измерениях тоже совсем не просто. Мотив с первой картинки ниже мне не удался, несмотря на наличие некоторого опыта. То есть начинать с них точно не нужно.

Вот примеры сложных узоров (взяты из интернета).

Кроме того, нам нужен прямоугольный узор. Формат А4 = 21Х30 см. К этому размеру мы должны прибавить по 2 см в каждую сторону на толщину — не один же листик бумаги будет лежать в кармане, папки А4 вообще большего размера — и ещё по 2 см с каждой стороны — припуски на швы ( с 3-х сторон притачиваем, с 4-й — обрабатываем край).

Получился у нас размер самого кармана 29Х38 см ( в длину можно чуть меньше прибавить, т.к. карман без застёжки), я реально считаю 30Х35, для простоты. Но это — размер подкладки! Сам мотив, как это ни смешно, должен быть не больше 21Х30 см, то есть тот самый А4. Потому что края его не только не должны загибаться внутрь и подшиваться, но каждому пэтчу необходим воздух вокруг в виде подходящего фона (см. пункт 3), и те самые 2 см, которые мы заложили в расчёт для толщины папки — это минимум миниморум для небольшого лоскутного мотива.

2. Теперь мы можем открыть интернет и посмотреть на различные красивые узорчики. Мастерицы любят показать свои работы, ну а наше дело — утащить мотивчик. 🙂 Очень много всего есть в открытом доступе, я нашла несколько симпатичных простых цветочных пэтчей. Разумеется, я не копирую всю композицию, а просто беру элементы — цветы/листья, и располагаю их по-своему. Мы с вами сошьём последний мотив — он мне нравится, и я его ещё не успела сделать (фото взяты из интернета).

Что ещё ценно в этом узоре — что у него тёмный фон. Во-первых, мне нравятся тёмные цвета, во-вторых, на кармане сумки, с которой в дождь и грязь ходят рисовать по лесам, полям и пожарным лестницам — это практично. Отстирывать лоскутный топ от брызг глины — то ещё занятие. Разумеется любой узор можно сделать на любом фоне, но тогда надо думать, подбирать цвета и всё равно — пока не сошьёшь, не узнаешь — хорош ли твой выбор. Здесь мы видим уже готовый вариант отличной цветовой гаммы и можем его просто повторить.

3. И вот — последний этап подготовки. Мы должны сделать себе рабочую схему узора:

  • во-первых, как он ляжет на карман — просто рисуем в натуральную величину на листе размером с изделие (если планируете что-то большое, рисуйте в масштабе — 1:2, 1:10 и пр.);
  • во-вторых, шаблон в натуральную величину — для раскроя тканей и сверки в процессе шитья.

Я испортила довольно много бумаги — хорошо, что это оборотки — прежде чем поняла, что 2 цветочка вместе делать можно, но не нужно. Всё-таки сумка, да ещё и художника — это предмет, который виден. А 2 цветочка на одной площадке, согласитесь, в 2 раза меньшего размера, чем один. Кроме цветочков здесь ещё листочки, уголки выполняются из мелких треугольников — чем мельче мы делаем мотив, тем более он трудоёмок и капризен и менее практичен (потому что если сам лоскуток сопоставим с припуском на шов, он развалится гораздо быстрее. 🙂 Да и художественный итог не вполне прогнозируем — как всё это будет смотреться. Ведь в исходном изделии крупные цветы, потому и красиво.

Выбрав цветок мы должны выбрать и количество листочков. В образце мы видим несколько вариантов — на каком остановиться?

Всё очень просто. Мы должны понять, какое соотношение сторон будет у нас в работе. 20:30 см относится, как 2:3 или 1:1,5. То есть длина изделия может в 1,5 раза быть больше ширины. Поскольку сам цветок представляет из себя квадрат, то листиков должно быть в 2 раза меньше — то есть, одна пара. Пока остановимся на этом (потому что прибавить мы сможем всегда, если захотим) и сделаем шаблоны в натуральную величину, а так же расчёт расхода ткани.

Для этого я попросту использую бумагу в клеточку формата А4. Если цветок будет один, то поля вокруг него нужно сделать побольше, чем 2 см, предлагаю увеличить их ещё на 2 см с каждой стороны — то есть мотив будет шириной 16 см. Длина его будет (минимально) 16см (цветок) + 8 см (листок) = 24 см. Как раз вписываемся в размер.

Поглядывая на фото пэтча срезаем уголки у квадратов — я изначально выбрала длину стороны уголка 3 см (простой карандаш). Очевидно, что дыры получились огромными — мне не понравилось, сократила до 2 см (красный маркёр). Разумеется, эти уголки прямоугольные, все стороны равны — так называемый раппорт (повторяющийся мотив) элемента должен быть единообразным. Но рисую я от руки, тренирую точность)

Далее рисуем листочек. Здесь получился обратный вариант. Я начала с длины уголка 2 см и поняла, что это мало, листик не получит свою красивую тюльпаноподобную форму. Пришлось прибавить 1 см, наплевав на раппорт (см.выше). На этом фото — окончательный шаблон и расчёт расхода ткани.

Итак, для шитья нам нужно следующее количество тканей:

  • 2 лоскутка красной + 2 лоскутка розовой размером 10х10 см (прибавляем по 1,6 см припуски на швы и — для ровного счёта;
  • жёлтая сердцевинка — квадрат 8х8 см
  • 2 зелёных лоскута 10х10 см
  • фоновая ткань, примерно 30Х35 см, конкретно для уголков — 2 квадрата со стороной 4 см и 6 квадратов со стороной 3,5 см; ну чем хороша фоновая ткань — как правило, её количество даёт право на ошибку).

А вот сердцевинка часто бывает последним сказочным лоскутком. Как же мы считаем её? Просто! Казалось бы — нужно считать так. Ан нет. 🙂

В пэчворке обязательно учитывается направление долевых и косых. Иначе можно опростоволоситься довольно сильно. Особенно — сердцевина, визуальный центр пэтча.

Мы расположим сердцевину, когда будем пришивать, так (чёрный пунктир), предварительно порезав на 4 части (может быть можно и не резать — но точно не начинающим швеям). Поэтому измеряем общую длину и прибавляем 4 припуска: 4 см + 4 см = 8 см.

Всё готово. На следующем занятии всё быстренько сделаем!

Пэтч — лоскутный мотив. Часть 2

Вот все нужные нам материалы для шитья цветочка. С зелёным я пока не определилась, поэтому здесь несколько цветовых вариантов. Я не стала показывать вам, как нарезать лоскутки. Всё обычно, только 2 важных момента:

  • я использую, и вам рекомендую, 100% хлопок; потому что мы не обрабатываем края швов и бесконечно утюжим пэтч; конечно, мастерицы шьют и из парчи с бархатом, но я не умею; я думаю, что если вдруг захочется ввести какой-то инородный лоскуток, то это нужно делать после сборки и утюжки всего мотива в виде аппликации;
  • стараемся резать по долевой все квадраты; поскольку у нас ориентация узора в одном направлении — постольку такая нарезка позволит нам не мучаться с посадкой; сразу здесь скажу, что я использую минимум вспомогательных средств (в основном — наполнитель, но далеко не везде), но для лучшей фиксации есть разнообразные прокладки, клеевые паутинки и пр., всё это можно применять.

И пару слов об инструментах. Необходимы совершенно — линейка (лучше прозрачная), ножницы (хорошие, острые, достаточно большие, чтоб одним движением можно было сделать ровный прямой край), булавки (острые и длинные). Остальное — роликовый нож, специальный клетчатый мат, специальные шаблоны, клипсы — конечно же упрощают и облегчают, но не строго обязательны.

Теперь хорошо прикинуть, как будет выглядеть наш мотив в целом. Смотреть желательно на фоне кармана, положенного на ткань сумки. Ну вроде всё нормально. Поехали!

1. Делаем уголки цветочка. И это самое сложное! Их можем сделать несколькими способами.

Первый вариант. С изнанки отмечаем линии фиксации так, чтобы между ними было расстояние 4 см — это даст нам возможность сшить ровный цветок.

Затем прикладываем с лицевой стороны треугольники, нарезанные из квадратов фоновой ткани, скалываем и прошиваем.

Здесь обращу ваше внимание на первый косяк. Если помните, в предыдущем посте я писала про квадраты фоновой ткани со стороной 3,5 и 4 см. Я действительно нарезала таких квадратиков и треугольничков.

Ну и вот что получилось: кажется, что всё совпало, но.

. пришитый треугольник почти на 0,5 см меньше нужного размера. А всё потому, что я прибавила только припуски внешние, с наружных сторон квадрата. Но ведь когда мы его режем, тоже образуется срез, который должен совпасть с нашим узором. Поэтому к изначальному квадрату 2х2 см нужно прибавить как минимум 2,5 см, а лучше — 3. Вот из половинок квадратиков 5х5 см получился уже нормальный уголок.

Прикладываем так, чтоб не меньше 6 мм был припуск на шов на серой ткани, уголочки треугольника видны — это важно.

Пришиваем. В простых соединительных швах мы не делаем закреп, не смотря на то, что швы короткие. В лоскутном шитье каждый последующий шов закрепляет предыдущие. А в финале пэтч стегается и отделывается бордюром или окантовкой. Так что закрепы делаются только при наружной отстрочке или в слабых местах изделия, типа соединения бордюров в углах.

Нормально! Таким образом пришиваем 3 уголка из четырёх.

Второй вариант я покажу вам на примере сердцевинки. Если помните, мы рассчитывали её размер, как квадрат 8х8 см. Я порезала его на 4 части и приложила к лепестку прямо квадратик.

Квадрат, конечно, проще равнять и прикалывать. Но вот как найти — особенно на пёстрой ткани — линию притачивания? Здесь нам на помощь приходит шаблон.

Шаблон — образец или эталон детали, вырезанный из плотного материала. Делать его необязательно, особенно при простых линейных мотивах. Однако он удобен для контроля правильности шитья. В нашем случае в качестве шаблона будем использовать один лепесток нашего цветочка.

��МК. МЕШОЧЕК С ЕЛОЧКОЙ. Мастер-класс по пэчворку. #лоскутноешитье

Вырезаем, накладываем, в принципе можно понять, где линия строчки, но неудобно.

Для удобства нужно сделать ещё один шаблон, с припусками на швы. Попросту обводим исходный.

По линейке откладываем припуски (6 мм) со всех сторон.

Вырезаем, прикидываем. И.

. отрезаем припуски в уголках — как раз получается линия притачивания.

Сравниваем два варианта разметки — виден люфт в 1-2 мм. Дальше посмотрим — скажется ли он на окончательном результате?

Пришиваем, непосредственно используя шаблон, пока не натренируетесь, лучше его прикалывать к детали.

Чтобы закончить тему шаблонов. Они, конечно, необходимы при сложных краях деталей, хороши сделанные промышленно из толстого оргстекла. На них нанесена уже разметка и наружного края (линия кроя) и линии пришива. Удобно. Но недёшево. Для разовых мотивов я делаю сама простые шаблоны — из бумаги или плотного картона. Некоторые сложные покупаю. Кроме 5-угольника у меня есть ещё ромб с углом 45 градусов на разные размеры.

Из первых двух способов пришива мне больше нравится второй — он более чёткий и результат достигается проще. Не удивительно, что все фирменные мастерицы используют именно его. Но расход материала во втором случае гораздо больше. Смотрите, 4 уголка мы можем с вами сделать из одного квадрата 8х8 см (серединка) или двух квадратов 5х5 см (фон). Оба варианта взяты с запасом и нормальные. Но, если 8х8 = 64 см2, то 2х5х5 = 50 см2. Умножаем на 2 обе цифры и получаем, что уголки квадратами почти на 30% требуют больше ткани, чем треугольниками. В нашем случае это ерунда, а вот в больших изделиях промахнуться в количестве ткани очень легко. Пэчворк вообще предполагает много отходов. Другое дело, что отходы эти мастерицы всячески пытаются приспособить к делу, но перед пошивом вещи у вас точно должно быть не менее +20% материала.

Третий вариант. После окончания лепестков пришиваем уголки и к листочкам. Есть ещё один способ — сразу срезать угол по ширине припуска. Я так сделала в случае листьев, потому что они немножко, честно говоря, неквадратные — 9х10 см. И чтобы не путаться с разметкой, я сразу определила линию сопоставления лоскутков. Не забываем при этом оставлять кончики треугольников примерно равномерно с двух сторон.

Всё готово? Идём утюжить!

2. Без утюга, конечно, никак не обойтись. Во время утюжки мы можем подрастянуть элемент или подсобрать его, уложить топорщащиеся швы и криволинейные детали.

В данном случае нам нужно заутюжить швы в направлении от центра к периферии — это проще всего и, обычно, ткань и сама так ложится. Я предпочитаю с материалом не спорить — не переспоришь. 🙂 Разутюживать швы на 2 стороны можно, но это ослабляет сам шов, поэтому, если нам не нужно слишком тонкое изделие, я заглаживаю оба шва вместе. Вначале — изнанка, потом — лицо. Мастерицы советуют утюжить без пара, но у меня без него ничего не получается. Иногда я даже сбрызгиваю лоскуты водой — особенно, когда ткань б/у или стираная. Главный принцип — стараться не деформировать рисунок, поэтому не нужно тянуть ничего по косой, а упор делать на отутюживании швов.

Разутюжка ещё применяется, когда местами очень толстый шов получается, как в центре мотива после сборки цветка.

Пэчворк / МК Основы лоскутного шитья / Барджелло / Мастер-класс / Шахова Ольга.

Вначале обрезаем наши квадраты до расчётной величины, т.е. по 10 см сторона. У цветка нам нужно сопоставить концы уголков и посмотреть, совпадают ли — неплохо совпали, но не факт, что так же будет в итоге. Здесь, конечно, очень хорош роликовый нож. Но мы можем пометить линию отреза карандашом и использовать острые ножницы.

Сшиваем лепестки, фиксируя припуски в уголках. Косяк номер 2 здесь не очень хорошо виден — в одном углу у нас смещение примерно на 0,5 см. Но не зря же мы взяли ткань с мелким рисунком. 🙂 Впрочем, если вы перфекционист, то ещё можно заменить один из уголков, только сначала досмотрите до конца — вдруг не захочется.

После стачивания мотива самое время обрезать излишки — аккуратно, не отрежьте часть узора!

Листики просто обрезаем ровно, не особо вымеряя, потому что в том образце, который мы изучали в части 1, они сидели на стебле. Я не люблю стебли, стволы (особенно) в лоскутных мотивах, они мне кажутся грубыми и тупыми. И наш цветок, на мой взгляд, вполне может парить в пространстве, даже не прикасаясь к листикам. А листочки могут расти совершенно по-своему (см.ниже), да и подрезать их всегда можно.

4. Для окончания композиции нужно все детали разложить на нашем кармане и посмотреть, что получается, покрутить их по-разному и сделать так, как больше понравится.

Я выложу все варианты, которые пришли мне в голову, а вы попробуйте угадать, какой из них я выбрала для шитья? Угадавшему — ништяков!

5. Фон — надеюсь, вы его ещё не порезали. Я покажу косой вариант, по прямой делать проще.

Теперь мы должны довести нашу композицию до нужного размера, я буду считать для размера 30х35 см. Проще всего это сделать, положив наш пэтч на бумагу и обрисовав его. Поскольку наше изделие будет больше, чем лист А4, постольку удобно сделать половину фона. Мы кладём наш мотив строго по средней линии, обводим его карандашом, потом прибавляем припуски на швы и рисуем прямоугольные треугольники и квадрат внизу, где не хватило места.

Из расчётов понятно, что для окантовки цветка нам нужно 2 квадрата 20х20 см ( у второго срежется уголок) и 2 квадрата 10х10 см. Лучше, конечно проверить себя, предварительно выкроив подкладку нужного размера и разложив на ней все бумажные детали фона, не забывая про припуски на швы (можно автоматом прибавлять ко всем длинам по 2 см). Порядок сборки не важен, хотя и запрограммирован. 🙂

После сборки мотив утюжим и готовимся к 3 части моих рассказов, про сборку кармана.

Хитрый печворк. Режу старые рубашки и шью лоскутный блок из полосок. Печворк для начинающих.

Эпоксидная смола: Практические советы начинающим. Оцениваем расходы. Часть 2

В сегодняшней статье мы рассмотрим насущные вопросы: какие материалы нужны на поделки из эпоксидки, где их взять и сколько это будет стоить?

Первым делом составим список всего необходимого, что понадобится для работы.

1) Собственно эпоксидка. Подробнее о разновидностях эпоксидки мы поговорим в следующей публикации, сейчас же нам важно знать, что их бывает несколько видов и доступный объем начинается от 300 грамм. Если вы намереваетесь серьезно подойти к эпоксидному творчеству, то 300 грамм вам на один зуб не хватит, при этом такая упаковка самая дорогая по стоимости на грамм смолы. Удобно покупать смолу по 1 килограмму. Она не занимает много места и по стоимости получается более выгодна. Упаковка материала такого объема стоит 1200-1500 рублей в зависимости от марки.

Итого: 1200 руб.

2) Расходники. Чтобы смешивать смолу нужна соответствующая тара. Мерные и силиконовые стаканы конечно можно использовать, но это совершенно бессмысленно. Для этой цели наиболее бюджетный и удобный вариант — одноразовые пластиковые стаканы. Причем при работе с разными цветами расход стаканчиков за раз может достигать 10 штук. Стоимость комплекта из 100 стаканов составляет в среднем 100 рублей. Далее нам потребуется нечто, чем можно размешивать эпоксидку. Начитавшись отзывов и страшилок в интернете я для этих целей купила даже капучинатор. Не повторяйте моих ошибок! Эпоксидка в стаканчиках отлично размешивается палочками для мороженого или одноразовыми пластиковыми ножами, стоимость комплекта тоже примерно 100-150 рублей. Далее вам понадобится клеенка или газета, чтобы защитить стол. Это можно достать бесплатно) Для смешивания также необходимы электронные весы. Если у вас их нет, нужно обязательно приобрести. Самые простые модели стоят от 300 рублей. И, наконец, перчатки и респиратор вам не понадобятся совсем, поскольку смола для творчества не пахнет и при попадании на кожу не нанесет вам вреда. Удалить ее можно спиртом или спиртовым антисептиком.

Итого 500 руб.

3) Пигменты/чернила/красители. Этих материалов бесконечное множество, приобрести их можно в онлайн-магазинах для творчества. Принципиальное различие заключается в их прозрачности/непрозрачности и разных эффектах — металлик, пена, хамелеон, перламутр, флуоресценция и так далее. Для наглядности приведу примеры работ в разных техниках из предыдущего поста с указанием использованных красителей.

Важный момент: спиртовые чернила могут заменить вам прозрачный колер. То есть если вы хотите пробовать разные техники, вам не нужно покупать вместе колер и чернила, на первое время достаточно только чернил. Одна баночка таких чернил стоит от 170 рублей. Для того чтобы создавать разноцветные поделки, вам понадобится минимум 3 цветных и 1 белая баночка (как правило, стоит подороже), а также очень востребованы металлики, например, золото. Есть также вариант купить набор чернил где-нибудь на алиэкспресс. По цене это получается намного дешевле, но… Рекомендовать не могу, ибо мой набор вот уже 4 месяца как «скоро будет доставлен, мэм». У нас покупать дороже, но надежнее. Кроме того, у нас в магазинах продаются неплохие наборы колеров (не чернил!) по 10 цветов, стоимостью от 700-800 рублей. Это тоже хороший вариант. Правда, для тех, кто хочет пробовать себя в Петри арт он не подойдет, так как колер не заменяет чернила.

Итого 850 руб.

Для всех, кто хочет заняться Резин Арт, то есть созданием панно с океаном или абстракций из эпоксидки, потребуются именно непрозрачные колеры. Они бывают нескольких видов — пасты, порошки, жидкие. Сразу хочу предостеречь от использования паст. Они сильно пахнут и могут быстро засохнуть. Именно такие пасты, кстати, входят в готовые наборы с эпоксидными панно. У меня таких паст не много, примерно ¼ из них начали засыхать в течение первого месяца использования. По этой причине рекомендую приобретать порошки. Они представляют собой примерно то же что тени для век — не пахнут, не токсичны, бывают разных цветов. Кстати, если вам удастся перемолоть ненужные старые тени для век в однородный порошок без комочков, эту субстанцию также можно использовать как пигмент для эпоксидки. Стоимость одной баночки пигмента начинается примерно от 200 рублей. Для работы вам обязательно потребуется белый, также часто используется золотой всплывающий металлик, а также 3 вида цветных пигментов. Белый порошок можно заменить на порошок с эффектом пены. Он также белый, но создает своеобразный узор в рисунке (или не создает — такое тоже бывает).

Итого 1000 руб.

4) Дополнительные материалы для декора.

Для декора можно использовать огромное количество материалов: дерево, камни, песок, мох, ветви, цветы итд. На начальном этапе рекомендую использовать подручные материалы, не приобретать ничего дополнительно. По мере того, как вы приобретете навык, у вас появятся идеи поделок и вы сможете со знанием дела выбрать и купить подходящий декор. Подробнее о том, как с ним работать мы поговорим в отдельном посте.

5) Молд или артборд (он же фанерка)

Что бы вы ни собирались делать, какую бы технику ни выбрали, вам нужна основа для поделки, либо «опалубка», в которую вы будете ее заливать. Для плоских картин Резин Арт можно использовать деревянные заготовки, стоимость которых составляет примерно от 120 рублей за 1 штуку. Для всех остальных техник вам потребуется молд, так как там важна прозрачность и глубина композиции. Молд также освобождает вас от необходимости приобретать заготовки из дерева, так как в него можно лить сразу, без основы. Найти хороший молд — большая проблема. Изготовить его самостоятельно в принципе не сложно (продаются силиконовые смеси для этих целей), но он может получиться кривым. Также опалубку можно сделать из плексигласа/пластика, скрепив скотчем или клеевым пистолетом. Но скорее всего герметично и ровно закрепить края не получится, я бы не рекомендовала такой вариант.

Для начинающих, пожалуй, универсальным для всех трех техник эпоксидного творчества будет круглый молд глубиной 3 см, диаметром 18-20 см. Это может быть силиконовая форма для выпечки или специальный молд для эпоксидки, или форма самостоятельно изготовленная. Вне зависимости от этого, стоимость составит от 1000 рублей. Молд многоразовый и при бережном отношении качественное изделие прослужит вам долго, его хватит на много поделок.

Итого 1000 руб.

Если сложить все полученные итоги, получим, что начинающий эпоксидчик потратит на материалы по меньшей мере 4 550 рублей. Данный набор позволит вам сделать 5-10 поделок (в зависимости от техники и размеров изделий). Утешает также то, что многие материалы, такие как молды и красители, очень экономичны в расходе и их хватит на долгое время.

Особая сложность для начинающих состоит в том, чтобы выбрать эпоксидную смолу из вариантов, представленных на рынке. Судя по отзывам на сайтах, многие выбирают неподходящие варианты и результат приносит им разочарование. чтобы найти «свою» смолу, безусловно, нужно пробовать разные продукты. О том, как выбрать оптимальные по цене и свойствам материалы для начала работы, чтобы не разочароваться, расскажем в следующем посте.

Создаем пэтч — лоскутный мотив. Часть 1

Все мы когда-то начинали. Я начинала с прекрасного дайджеста по лоскутному шитью «Лоскутное шитьё: красиво и легко».

Его издатели предполагали, что читатели пошьют вот такое одеяло в течение двух лет, разбирались все пэтчи — мотивы, сборка, а ещё публиковались истории лоскутниц (преимущественно, американских) и всякие дополнения, типа лоскутного зайки

Ну надо сказать, что вначале было некрасиво и нелегко, но, с практикой, что-то началось получаться, т.к. в этом издании всё объяснялось буквально пошагово. И сегодня я пользуюсь тамошними шаблонами и мотивами, фаворит, конечно — дрезденская тарелка. У них — самый красивый вариант по-моему.

Однако — возможно, это моя такая натура — мне всё время хотелось выйти за рамки, какие-то рутинные штуки — например, глажку/утюжку — пропустить вообще, не подрезать мотив перед сборкой и пр. Конечно за 6 прошедших лет я научилась терпению и тщательности, но всё равно хочется иногда большей свободы — люфта, так сказать.

Эту «серию объяснялок» я задумала для тех, у кого нет цели стать лоскутницей, но кто время от времени — с детьми или для себя — готов что-то сделать из тряпочек, но не очень понимает — как. Конечно, сейчас много схем выложено в интернет, но не всегда поучается так, как на картинке. Опять-таки, рисунок и изделие — две большие разницы. А мне бы хотелось, чтобы вы более коротким и простым путём шли к успеху. Поэтому я даже хотела провести вебинарчик по теме лоскутного мотива. Но тут наступило лето, почти сняли карантин. Так что, полагаю, пост будет более востребован. А потом — если вам захочется, то можно будет видео снять.

Я не советую замахиваться сразу на одеяло. Даже наволочка всё-таки большая и есть там свои нюансы. Лучше всего — сшить законченный плоский мотив. Вопрос — для чего. Ну можно шить просто так, а потом оформить как-то или положить, как образец. Но мне кажется, для успеха затеи, стоит сразу придумать применение этому пэтчу — тогда всё будет гораздо конкретнее.

Я предлагаю вам сшить карман для сумки-шоппера-торбы. Я шью сумки для подружек-художниц, у них — определённый формат, под А3 (ну конечно чуть больше). Про сумку я расскажу в другом посте. а вот карман на сумку, наружный, нужен под формат А4, причём они не просят делать его с застёжкой — поэтому тут как раз можно использовать простенький пэтчик.

Почему простенький — потому что когда сумка всё время в работе и карман тоже часто используется, он должен быть достаточно гладким, без излишеств и толщин. То есть оптимальное количество соединений — 2-3 слоя. Есть гораздо более толстые швы — 6, 8, 12 слоёв ткани. Это и для начала сложно и потом весь топ пэтча будет буграми. В панно — нормально, в кармане — сомнительно. Кроме того, подогнать все линии и уголочки в двух измерениях тоже совсем не просто. Мотив с первой картинки ниже мне не удался, несмотря на наличие некоторого опыта. То есть начинать с них точно не нужно.

Вот примеры сложных узоров (взяты из интернета).

Кроме того, нам нужен прямоугольный узор. Формат А4 = 21Х30 см. К этому размеру мы должны прибавить по 2 см в каждую сторону на толщину — не один же листик бумаги будет лежать в кармане, папки А4 вообще большего размера — и ещё по 2 см с каждой стороны — припуски на швы ( с 3-х сторон притачиваем, с 4-й — обрабатываем край).

Получился у нас размер самого кармана 29Х38 см ( в длину можно чуть меньше прибавить, т.к. карман без застёжки), я реально считаю 30Х35, для простоты. Но это — размер подкладки! Сам мотив, как это ни смешно, должен быть не больше 21Х30 см, то есть тот самый А4. Потому что края его не только не должны загибаться внутрь и подшиваться, но каждому пэтчу необходим воздух вокруг в виде подходящего фона (см. пункт 3), и те самые 2 см, которые мы заложили в расчёт для толщины папки — это минимум миниморум для небольшого лоскутного мотива.

2. Теперь мы можем открыть интернет и посмотреть на различные красивые узорчики. Мастерицы любят показать свои работы, ну а наше дело — утащить мотивчик. 🙂 Очень много всего есть в открытом доступе, я нашла несколько симпатичных простых цветочных пэтчей. Разумеется, я не копирую всю композицию, а просто беру элементы — цветы/листья, и располагаю их по-своему. Мы с вами сошьём последний мотив — он мне нравится, и я его ещё не успела сделать (фото взяты из интернета).

Что ещё ценно в этом узоре — что у него тёмный фон. Во-первых, мне нравятся тёмные цвета, во-вторых, на кармане сумки, с которой в дождь и грязь ходят рисовать по лесам, полям и пожарным лестницам — это практично. Отстирывать лоскутный топ от брызг глины — то ещё занятие. Разумеется любой узор можно сделать на любом фоне, но тогда надо думать, подбирать цвета и всё равно — пока не сошьёшь, не узнаешь — хорош ли твой выбор. Здесь мы видим уже готовый вариант отличной цветовой гаммы и можем его просто повторить.

3. И вот — последний этап подготовки. Мы должны сделать себе рабочую схему узора:

  • во-первых, как он ляжет на карман — просто рисуем в натуральную величину на листе размером с изделие (если планируете что-то большое, рисуйте в масштабе — 1:2, 1:10 и пр.);
  • во-вторых, шаблон в натуральную величину — для раскроя тканей и сверки в процессе шитья.

Я испортила довольно много бумаги — хорошо, что это оборотки — прежде чем поняла, что 2 цветочка вместе делать можно, но не нужно. Всё-таки сумка, да ещё и художника — это предмет, который виден. А 2 цветочка на одной площадке, согласитесь, в 2 раза меньшего размера, чем один. Кроме цветочков здесь ещё листочки, уголки выполняются из мелких треугольников — чем мельче мы делаем мотив, тем более он трудоёмок и капризен и менее практичен (потому что если сам лоскуток сопоставим с припуском на шов, он развалится гораздо быстрее. 🙂 Да и художественный итог не вполне прогнозируем — как всё это будет смотреться. Ведь в исходном изделии крупные цветы, потому и красиво.

Выбрав цветок мы должны выбрать и количество листочков. В образце мы видим несколько вариантов — на каком остановиться?

Всё очень просто. Мы должны понять, какое соотношение сторон будет у нас в работе. 20:30 см относится, как 2:3 или 1:1,5. То есть длина изделия может в 1,5 раза быть больше ширины. Поскольку сам цветок представляет из себя квадрат, то листиков должно быть в 2 раза меньше — то есть, одна пара. Пока остановимся на этом (потому что прибавить мы сможем всегда, если захотим) и сделаем шаблоны в натуральную величину, а так же расчёт расхода ткани.

Для этого я попросту использую бумагу в клеточку формата А4. Если цветок будет один, то поля вокруг него нужно сделать побольше, чем 2 см, предлагаю увеличить их ещё на 2 см с каждой стороны — то есть мотив будет шириной 16 см. Длина его будет (минимально) 16см (цветок) + 8 см (листок) = 24 см. Как раз вписываемся в размер.

Поглядывая на фото пэтча срезаем уголки у квадратов — я изначально выбрала длину стороны уголка 3 см (простой карандаш). Очевидно, что дыры получились огромными — мне не понравилось, сократила до 2 см (красный маркёр). Разумеется, эти уголки прямоугольные, все стороны равны — так называемый раппорт (повторяющийся мотив) элемента должен быть единообразным. Но рисую я от руки, тренирую точность)

Далее рисуем листочек. Здесь получился обратный вариант. Я начала с длины уголка 2 см и поняла, что это мало, листик не получит свою красивую тюльпаноподобную форму. Пришлось прибавить 1 см, наплевав на раппорт (см.выше). На этом фото — окончательный шаблон и расчёт расхода ткани.

Итак, для шитья нам нужно следующее количество тканей:

  • 2 лоскутка красной + 2 лоскутка розовой размером 10х10 см (прибавляем по 1,6 см припуски на швы и — для ровного счёта;
  • жёлтая сердцевинка — квадрат 8х8 см
  • 2 зелёных лоскута 10х10 см
  • фоновая ткань, примерно 30Х35 см, конкретно для уголков — 2 квадрата со стороной 4 см и 6 квадратов со стороной 3,5 см; ну чем хороша фоновая ткань — как правило, её количество даёт право на ошибку).

А вот сердцевинка часто бывает последним сказочным лоскутком. Как же мы считаем её? Просто! Казалось бы — нужно считать так. Ан нет. 🙂

В пэчворке обязательно учитывается направление долевых и косых. Иначе можно опростоволоситься довольно сильно. Особенно — сердцевина, визуальный центр пэтча.

Мы расположим сердцевину, когда будем пришивать, так (чёрный пунктир), предварительно порезав на 4 части (может быть можно и не резать — но точно не начинающим швеям). Поэтому измеряем общую длину и прибавляем 4 припуска: 4 см + 4 см = 8 см.

Всё готово. На следующем занятии всё быстренько сделаем!

Пэтч — лоскутный мотив. Часть 2

Вот все нужные нам материалы для шитья цветочка. С зелёным я пока не определилась, поэтому здесь несколько цветовых вариантов. Я не стала показывать вам, как нарезать лоскутки. Всё обычно, только 2 важных момента:

  • я использую, и вам рекомендую, 100% хлопок; потому что мы не обрабатываем края швов и бесконечно утюжим пэтч; конечно, мастерицы шьют и из парчи с бархатом, но я не умею; я думаю, что если вдруг захочется ввести какой-то инородный лоскуток, то это нужно делать после сборки и утюжки всего мотива в виде аппликации;
  • стараемся резать по долевой все квадраты; поскольку у нас ориентация узора в одном направлении — постольку такая нарезка позволит нам не мучаться с посадкой; сразу здесь скажу, что я использую минимум вспомогательных средств (в основном — наполнитель, но далеко не везде), но для лучшей фиксации есть разнообразные прокладки, клеевые паутинки и пр., всё это можно применять.

И пару слов об инструментах. Необходимы совершенно — линейка (лучше прозрачная), ножницы (хорошие, острые, достаточно большие, чтоб одним движением можно было сделать ровный прямой край), булавки (острые и длинные). Остальное — роликовый нож, специальный клетчатый мат, специальные шаблоны, клипсы — конечно же упрощают и облегчают, но не строго обязательны.

Теперь хорошо прикинуть, как будет выглядеть наш мотив в целом. Смотреть желательно на фоне кармана, положенного на ткань сумки. Ну вроде всё нормально. Поехали!

1. Делаем уголки цветочка. И это самое сложное! Их можем сделать несколькими способами.

Первый вариант. С изнанки отмечаем линии фиксации так, чтобы между ними было расстояние 4 см — это даст нам возможность сшить ровный цветок.

Затем прикладываем с лицевой стороны треугольники, нарезанные из квадратов фоновой ткани, скалываем и прошиваем.

Здесь обращу ваше внимание на первый косяк. Если помните, в предыдущем посте я писала про квадраты фоновой ткани со стороной 3,5 и 4 см. Я действительно нарезала таких квадратиков и треугольничков.

Ну и вот что получилось: кажется, что всё совпало, но.

. пришитый треугольник почти на 0,5 см меньше нужного размера. А всё потому, что я прибавила только припуски внешние, с наружных сторон квадрата. Но ведь когда мы его режем, тоже образуется срез, который должен совпасть с нашим узором. Поэтому к изначальному квадрату 2х2 см нужно прибавить как минимум 2,5 см, а лучше — 3. Вот из половинок квадратиков 5х5 см получился уже нормальный уголок.

Прикладываем так, чтоб не меньше 6 мм был припуск на шов на серой ткани, уголочки треугольника видны — это важно.

МК Ксении Дмитриевой «Лоскутный галстук»

Пришиваем. В простых соединительных швах мы не делаем закреп, не смотря на то, что швы короткие. В лоскутном шитье каждый последующий шов закрепляет предыдущие. А в финале пэтч стегается и отделывается бордюром или окантовкой. Так что закрепы делаются только при наружной отстрочке или в слабых местах изделия, типа соединения бордюров в углах.

Нормально! Таким образом пришиваем 3 уголка из четырёх.

Второй вариант я покажу вам на примере сердцевинки. Если помните, мы рассчитывали её размер, как квадрат 8х8 см. Я порезала его на 4 части и приложила к лепестку прямо квадратик.

Квадрат, конечно, проще равнять и прикалывать. Но вот как найти — особенно на пёстрой ткани — линию притачивания? Здесь нам на помощь приходит шаблон.

Шаблон — образец или эталон детали, вырезанный из плотного материала. Делать его необязательно, особенно при простых линейных мотивах. Однако он удобен для контроля правильности шитья. В нашем случае в качестве шаблона будем использовать один лепесток нашего цветочка.

Вырезаем, накладываем, в принципе можно понять, где линия строчки, но неудобно.

Для удобства нужно сделать ещё один шаблон, с припусками на швы. Попросту обводим исходный.

По линейке откладываем припуски (6 мм) со всех сторон.

Вырезаем, прикидываем. И.

. отрезаем припуски в уголках — как раз получается линия притачивания.

Сравниваем два варианта разметки — виден люфт в 1-2 мм. Дальше посмотрим — скажется ли он на окончательном результате?

Пришиваем, непосредственно используя шаблон, пока не натренируетесь, лучше его прикалывать к детали.

Чтобы закончить тему шаблонов. Они, конечно, необходимы при сложных краях деталей, хороши сделанные промышленно из толстого оргстекла. На них нанесена уже разметка и наружного края (линия кроя) и линии пришива. Удобно. Но недёшево. Для разовых мотивов я делаю сама простые шаблоны — из бумаги или плотного картона. Некоторые сложные покупаю. Кроме 5-угольника у меня есть ещё ромб с углом 45 градусов на разные размеры.

Из первых двух способов пришива мне больше нравится второй — он более чёткий и результат достигается проще. Не удивительно, что все фирменные мастерицы используют именно его. Но расход материала во втором случае гораздо больше. Смотрите, 4 уголка мы можем с вами сделать из одного квадрата 8х8 см (серединка) или двух квадратов 5х5 см (фон). Оба варианта взяты с запасом и нормальные. Но, если 8х8 = 64 см2, то 2х5х5 = 50 см2. Умножаем на 2 обе цифры и получаем, что уголки квадратами почти на 30% требуют больше ткани, чем треугольниками. В нашем случае это ерунда, а вот в больших изделиях промахнуться в количестве ткани очень легко. Пэчворк вообще предполагает много отходов. Другое дело, что отходы эти мастерицы всячески пытаются приспособить к делу, но перед пошивом вещи у вас точно должно быть не менее +20% материала.

Третий вариант. После окончания лепестков пришиваем уголки и к листочкам. Есть ещё один способ — сразу срезать угол по ширине припуска. Я так сделала в случае листьев, потому что они немножко, честно говоря, неквадратные — 9х10 см. И чтобы не путаться с разметкой, я сразу определила линию сопоставления лоскутков. Не забываем при этом оставлять кончики треугольников примерно равномерно с двух сторон.

Всё готово? Идём утюжить!

2. Без утюга, конечно, никак не обойтись. Во время утюжки мы можем подрастянуть элемент или подсобрать его, уложить топорщащиеся швы и криволинейные детали.

В данном случае нам нужно заутюжить швы в направлении от центра к периферии — это проще всего и, обычно, ткань и сама так ложится. Я предпочитаю с материалом не спорить — не переспоришь. 🙂 Разутюживать швы на 2 стороны можно, но это ослабляет сам шов, поэтому, если нам не нужно слишком тонкое изделие, я заглаживаю оба шва вместе. Вначале — изнанка, потом — лицо. Мастерицы советуют утюжить без пара, но у меня без него ничего не получается. Иногда я даже сбрызгиваю лоскуты водой — особенно, когда ткань б/у или стираная. Главный принцип — стараться не деформировать рисунок, поэтому не нужно тянуть ничего по косой, а упор делать на отутюживании швов.

Разутюжка ещё применяется, когда местами очень толстый шов получается, как в центре мотива после сборки цветка.

Вначале обрезаем наши квадраты до расчётной величины, т.е. по 10 см сторона. У цветка нам нужно сопоставить концы уголков и посмотреть, совпадают ли — неплохо совпали, но не факт, что так же будет в итоге. Здесь, конечно, очень хорош роликовый нож. Но мы можем пометить линию отреза карандашом и использовать острые ножницы.

Сшиваем лепестки, фиксируя припуски в уголках. Косяк номер 2 здесь не очень хорошо виден — в одном углу у нас смещение примерно на 0,5 см. Но не зря же мы взяли ткань с мелким рисунком. 🙂 Впрочем, если вы перфекционист, то ещё можно заменить один из уголков, только сначала досмотрите до конца — вдруг не захочется.

После стачивания мотива самое время обрезать излишки — аккуратно, не отрежьте часть узора!

Листики просто обрезаем ровно, не особо вымеряя, потому что в том образце, который мы изучали в части 1, они сидели на стебле. Я не люблю стебли, стволы (особенно) в лоскутных мотивах, они мне кажутся грубыми и тупыми. И наш цветок, на мой взгляд, вполне может парить в пространстве, даже не прикасаясь к листикам. А листочки могут расти совершенно по-своему (см.ниже), да и подрезать их всегда можно.

4. Для окончания композиции нужно все детали разложить на нашем кармане и посмотреть, что получается, покрутить их по-разному и сделать так, как больше понравится.

Я выложу все варианты, которые пришли мне в голову, а вы попробуйте угадать, какой из них я выбрала для шитья? Угадавшему — ништяков!

5. Фон — надеюсь, вы его ещё не порезали. Я покажу косой вариант, по прямой делать проще.

Теперь мы должны довести нашу композицию до нужного размера, я буду считать для размера 30х35 см. Проще всего это сделать, положив наш пэтч на бумагу и обрисовав его. Поскольку наше изделие будет больше, чем лист А4, постольку удобно сделать половину фона. Мы кладём наш мотив строго по средней линии, обводим его карандашом, потом прибавляем припуски на швы и рисуем прямоугольные треугольники и квадрат внизу, где не хватило места.

Из расчётов понятно, что для окантовки цветка нам нужно 2 квадрата 20х20 см ( у второго срежется уголок) и 2 квадрата 10х10 см. Лучше, конечно проверить себя, предварительно выкроив подкладку нужного размера и разложив на ней все бумажные детали фона, не забывая про припуски на швы (можно автоматом прибавлять ко всем длинам по 2 см). Порядок сборки не важен, хотя и запрограммирован. 🙂

После сборки мотив утюжим и готовимся к 3 части моих рассказов, про сборку кармана.