Мастер-класс Создаем тканый пояс

Создаем тканый пояс

Пояса обычно ткутся на шаблонах, на дощечках, на ткацком станке с поворотным механизмом и других приспособлениях. Я тку пояса на обычной раме, наверное, просто потому, что могу. А также нет желания вдаваться в изучение других техник ткачества именно поясов, т. к. для меня пояса всё же лишь интересный побочный продукт. К тому же, я думаю, что именно для поясов и сумок ткачество на подрамнике подходит особенно хорошо. На подрамнике возможно создать очень сильное натяжение нитей основы и сильно подбить сотканное. За счёт этого нити основы полностью перекрываются утком, и изделие приобретает большую плотность. В результате мы получаем уже не совсем ткань, а нечто напоминающее по плотности толстую кожу.

Расскажу подробнее об инструментах и материалах. Я тку на подрамнике размером 140х140 см. Существуют рамы, в которых основа натягивается на гвоздики, набитые на верхний и нижний брус. В моём случае вместо гвоздиков используются небольшие насечки, сделанные ножовкой по металлу. Рамы с гвоздиками, как мне кажется, более трудоёмки в изготовлении и травматичны в использовании.

Для работы понадобятся челноки (у меня они металлические), но можно обойтись и без них, просто сматывая в небольшой моток рабочую нить.

В качестве основы подойдёт любая достаточно прочная х/б или смесовая нить. Не слишком толстая (не толще 1-1,5 мм) и достаточно прочная. Если её нельзя разорвать руками, она, скорее всего, подойдёт.

Для ткачества поясов я использовала лён, шерсть, пеньку и джут натурального цвета, а также джут, покрашенный мной анилиновыми красителями в тёмно-серый и коричневый цвета. Также присутствовали хлопок и люрекс. Можно использовать для работы над поясом всё, что вам понравится — любые нитки, что есть в доме, тесьму, лоскуты, полоски кожи и даже тонкую проволоку.

Начинаем работу. Раз я тку на подрамнике без поворотного механизма, мне удобнее начать ткать сразу несколько поясов. Я натянула основу сразу на 3 пояса и несколько ручек с боковинами. В качестве основы в последнее время пользуюсь нитками 210ЛШ.

Проходим первый ряд основой сразу через все наши изделия. При ткачестве сумок, поясов и ручек я использую ремизки для ускорения процесса.

Если край пояса планируется сделать не прямым, а, например, уголком или закруглённым, то очень удобно будет воспользоваться шаблоном, вырезанным из картона или тонкого пластика.

Этот мастер-класс предназначен для людей, уже знакомых с азами ткачества, поэтому подробно на начале работы я не акцентирую внимание. Всё приготовлено, начинаем ткать, пользуясь ремизками для создания зева, подбиваем сотканное вилкой или колотушкой, по желанию, я лично предпочитаю вилку. Почему-то не оказалось ни одной фотографии, где я с вилкой в работе.

Один из поясов я делаю с орнаментами в счётной браной технике, два других почти бессистемные, фантазийные, на игре фактур и цветов. (Пояса те, что с шаблонами внизу.)

В браной технике узор создаётся перекрытием более толстыми нитями утка сразу нескольких нитей основы. Это если кратко.

Для начала можно не заморачиваться сложными орнаментами и попробовать соткать пояс из ниток одного-двух цветов, а затем в качестве украшения нашить на пояс, например, кусочки кожи простых геометрических форм.

Параллельно тку несколько вещей — пояса, боковины, ручки.

В бессистемных поясах намеренно не использую косичку, мне кажется, что в утилитарных вещах, таких как пояс, это непрактично, т.к. может цепляться за детали одежды и деформироваться. В этнопоясе с браной техникой стараюсь пользоваться орнаментами, в которых уток не перекрывает больше двух нитей основы за раз, чтобы не было длинных протяжек на лицевой стороне, что, на мой взгляд, также непрактично (но, может быть, я и перестраховываюсь). Для большего разнообразия фактур ввожу в работу лоскуты. Полоски ткани вкладываются между передним и задним рядами основы, затем просто плотно забиваются.

В поясах со счётным орнаментом важно соблюсти пропорции, контролируя с сантиметром в руках размеры каждого цветового фрагмента, чтобы всё было уравновешено, и пояс при этом получился нужной длины.

На нескольких вертикалях, где боковины нужной длины уже сотканы, решаю соткать ещё по кулону. Для этого опять же понадобится шаблон. У картонного шаблона две функции — создать запас основы для завязывания и задать форму низу кулонов.

Какие нити используются в ткачестве на бердо для поясов

Итак, пояса нужной длины сотканы, кулоны готовы. Срезаем изделия с подрамника. Снизу ножом, сверху ножницами.

Завязываем нити основы попарно или по 4.

ткачество закладного пояса

Не отказываю себе в удовольствии полюбоваться сотканным.

Теперь любуемся только поясами и кулонами.

Очень люблю разглядывать изнанку, она часто бывает не менее интересной, чем лицо.

Обвязываем пояса и кулоны прочной нитью крючком столбиками без накида. При обвязке вторым рядом делаем одно пико через каждые 7-8 столбиков.

Создаём крючком петлю для застёжки, также обвязываем её столбиками без накида. Размер петли должен соответствовать размеру пуговиц.

Обрезаем лишние нитки на изнанке, оставляя по 1-1,5 см.

Слегка отпариваем с изнанки.

Мастер-класс по плетению традиционного женского пояса. Мастер — Татьяна Николаевна Глушкова

Выкраиваем из плотной ткани подкладку поясов и кулонов.

Плетение пояса в технике «Саржевое переплетение» Дорофеева Светлана.

Удаляем намётку, наши пояса готовы. По задумке носить их можно как на бёдрах, так и на талии, при этом «лишняя» часть создаёт дополнительный декоративный эффект. Застёгивать их можно на разные стороны. Кулоны также посажены на подкладку, сверху к ним пришиты верёвочки, связанные крючком воздушными петлями.

Убеждена, что утилитарные вещи могут и должны быть красивыми и необычными. Надеюсь, этот мастер-класс будет интересен и полезен всем ткущим, возможно, вдохновит кого-то на изучение ткачества. Экспериментируйте, выдумывайте, творите!

Буду рада комментариям, с удовольствием отвечу на вопросы.

Мастер-класс в музее: 11 апреля ткём пояса «на дощечках» (12+)

11 АПРЕЛЯ в ВОСКРЕСЕНЬЕ в 11:00 приглашаем любителей народного костюма и текстильных технологий принять участие в МАСТЕР-КЛАССЕ ПО ТКАЧЕСТВУ ПОЯСОВ «НА ДОЩЕЧКАХ» (12+) с Мариной Коршаковой!

На мастер-классе вы узнаете:
— Чем отличается тканый пояс от плетёного?
— Сколько отверстий на «дощечках» и действительно ли это – дощечки?
— Какие пояса были в моде в древнем Приладожье, и где сегодня можно их использовать?

За одно занятие вы научитесь:
— разбираться в схемах,
— подбирать цвета для максимального эффекта,
— рассчитывать и заправлять основу,
— технике ткачества,
— оформлять края своего изделия.

Люди прошлого знали, как поступать в любой непонятной ситуации: просто надо ткать пояс. Можно отключиться от забот, спокойно обдумать проблему и получить полезное изделие. Тканый пояс не только поддерживал части одежды (застёжки-молнии и пуговицы появились намного позже), но и являлся сильным оберегом. Быть «распоясанным» считалось очень неприлично. Пояс был хорошим подарком.

Записывайтесь на мастер-класс и создавайте уникальное украшение-оберег для себя или в подарок близким!

Стоимость 750 руб./чел. Все необходимые материалы предоставляются.

Серию мастер-классов по декоративно-прикладному искусству продолжит занятие:
18 апреля «Северное вязание одной иглой»

Дополнительная информация и запись по телефону 633800 или +79114003800

Фотографии из личного архива М.С.Коршаковой

Магазин выкроек и лекал

Новое

Выкройка Платья №207

Платье полуприлегающего силуэта. Отрезное по линии талии, перед и спинка оформлены кокеткой. На спинке есть талевые вытачки. Перед оформлен центральной притачной планкой на 9 петель и пуговиц. Вырез горловины глубокий V — образный, горловина спинки обработана косой бейкой, горловина переда -цельнокроеной обтачкой. Юбка прямая собрана на сборку. Рукав объёмный втачной с фигурным вырезом, обработаным косой бейкой. Низ рукава собран на сборку, обработан манжетом на завязке

Выкройка № 214 Комбинезон

Комбинезон полуприлегающего силуэта. Перед оформлен центральной притачной планкой на 7 петель и пуговиц. Горловина и проймы обработаны косой бейкой

Выкройка № 213 Сарафан

Сарафан на бретельках А — образного силуэта.Горловина и пройма обработаны косой бейкой.

Выкройка №215 Футболка

Футболка прилегающего силуэта. Длиной до талии. Углубленная горловина. Рукава втачные короткие.

Выкройка Платья №206

Платье полуприлегающего силуэта, отрезное по линии талии, на подкладке. Юбка прямая собрана на сборку. Круглая горловина.

Выкройка Кроп топ №210

Кроп топ ,прилегающего силуэта. Длиной до талии. Горловина оформлена воротником стойкой. Рукава длинные втачные.

Выкройка Шорты Велосипедки №209

Шорты Велосипедки длиной до колена, на притачном поясе. Линия талии завышена на 4 см.

Выкройка № 212

Платье прилегающего силуэта. Горловина и пройма обработаны косой бейкой.

Выкройка Платья № 205

Платье свободного силуэта с отрезной талией. Юбка прямая собрана на сборку с карманами в боковом шве. Круглая горловина обработана косой бейкой. Рукав втачной.

Выкройка №211 Кроп топ лонгслив

Кроп топ лонгслив, топ прилегающего силуэта. Длиной выше талии.С углубленной горловиной. Рукава втачные, длинные.

Выкройка № 203 Куртка

Куртка джинсовая прямого силуэта. Перед с центральной бортовой застежкой на шесть петель и пуговиц, притачной кокеткой, в шве притачивания кокеток расположены накладные карманы с клапанами на одну обметанную петлю и пуговицу. Спинка с притачной кокеткой. Низ обработан притачным поясом с застежкой на одну петлю и пуговицу. Рукав длинный втачной с притачной манжетой с застежкой на одну петлю и пуговицу. Воротник стояче-отложной.

Выкройка № 202 Леггинсы

Леггинсы длинной до щиколотки на притачном пояс. Линия талии завышена на 4 см

Выкройка № 201 Футболка

Футболка свободной формы. Спинка расширенная, низ пресобран эластичной резинкой. Рукав втачной, одношовный. Горловина обработана планкой из основной ткани.

Выкройка № 200 Брюки

Брюки, свободной формы. Верхний срез, обработан притачным поясом. На передней половинки брюк гульфик-обманка и карманы в боковом шве. На задней половинке брюк прорезные карманы с листочкой-обманка. Низ обработан цельнокроеной манжетой с эластичной тесьмой (резинка).

Выкройка № 199 Шорты

Шорты, свободной формы. Верхний срез обработан притачным поясом. На задней и передней половинках шорт, карманы.

Выкройка № 198 Худи

Худи с капюшоном свободного силуэта. Длинный свободный рукав. Низ худи и рукава оформлен притачной манжетой. На детали переда есть накладной карман.

Выкройка № 169 Халат с капюшоном

Халат с капюшоном прямого силуэта, завязывается на пояс. Одношовный втачной рукав. На переде расположены накладные карманы.

Выкройка № 162 Пижама

Пижама. Пижамная рубашка прямого силуэта. На переде рубашки расположен накладной карман с планкой, центральная застежка на обметанные петли и пуговицы. Рубашечный рукав оформлена притачной манжетой. Английский воротник. Карман, манжет, воротник и лацкан декорированы кантом. Пижамные брюки, прямые ,свободные, низ оформлен притачной манжетой декорированной кантом. Верхний срез. Маска для сна на завязке с эластичной тесьмой. С мягким слоем внутри, по периметру обработан поясом с эластичной тесьмой.

Выкройка № 184 Кардиган

Кардиган прямого силуэта с V-образным вырезом. Рукав одношовный, низ рукава и кардигана обработаны притачной манжетой. Горловина переда и спинки обработана притачными планками.

Выкройка № 180 Юбка

Юбка с запахом длиной ниже колена, зауженная к низу. Притачной пояс завязка. На заднем полотнище вытачки.

Выкройка № 183 Платье

Платье прямого силуэта. Одношовный втачной рукав. Горловина оформлена воротником стойкой.

Выкройка № 182 Свитер

Свитер прямого силуэта. Одношовный втачной рукав, низ рукава оформлен притачной манжетой. Горловина оформлена воротником стойкой.

Выкройка № 175 Пальто Рубашка с утеплителем

Пальто Рубашка с утеплителем прямого силуэта, длиной ниже колена. Детали переда с накладными карманами и клапаном с застежкой на одну обметанную петлю и пуговицу, карманами в боковом шве, с застежкой на 6 обметанных петель и пуговиц. Спинка с притачной кокеткой. Низ изделия обработан притачной планкой. Рукав приспущенный одношовный, низ обработан притачной манжетой с застежкой на одну обметанную петлю и пуговицу. Воротник стояче-отложной. Утеплитель без рукавов с капюшоном, к пальто пристегивается кнопками.

Выкройка № 174 Кардиган

Кардиган прямого силуэта с V-образным вырезом, длиной ниже колена. Рукав приспущенный одношовный, низ рукава и кардигана обработаны подгибкой. Горловина переда и спинки обработана притачными планками

Выкройка № Джемпер 177

Джемпер свободного силуэта. Длинный свободный рукав. Низ джемпера и рукава оформлен притачной манжетой. Горловина имеет круглый вырез, обработана, бейкой.

Создаем тканый пояс

Пояса обычно ткутся на шаблонах, на дощечках, на ткацком станке с поворотным механизмом и других приспособлениях. Я тку пояса на обычной раме, наверное, просто потому, что могу. А также нет желания вдаваться в изучение других техник ткачества именно поясов, т. к. для меня пояса всё же лишь интересный побочный продукт. К тому же, я думаю, что именно для поясов и сумок ткачество на подрамнике подходит особенно хорошо. На подрамнике возможно создать очень сильное натяжение нитей основы и сильно подбить сотканное. За счёт этого нити основы полностью перекрываются утком, и изделие приобретает большую плотность. В результате мы получаем уже не совсем ткань, а нечто напоминающее по плотности толстую кожу.

Как оформить красивые кисти на поясе

Расскажу подробнее об инструментах и материалах. Я тку на подрамнике размером 140х140 см. Существуют рамы, в которых основа натягивается на гвоздики, набитые на верхний и нижний брус. В моём случае вместо гвоздиков используются небольшие насечки, сделанные ножовкой по металлу. Рамы с гвоздиками, как мне кажется, более трудоёмки в изготовлении и травматичны в использовании.

Для работы понадобятся челноки (у меня они металлические), но можно обойтись и без них, просто сматывая в небольшой моток рабочую нить.

В качестве основы подойдёт любая достаточно прочная х/б или смесовая нить. Не слишком толстая (не толще 1-1,5 мм) и достаточно прочная. Если её нельзя разорвать руками, она, скорее всего, подойдёт.

Для ткачества поясов я использовала лён, шерсть, пеньку и джут натурального цвета, а также джут, покрашенный мной анилиновыми красителями в тёмно-серый и коричневый цвета. Также присутствовали хлопок и люрекс. Можно использовать для работы над поясом всё, что вам понравится — любые нитки, что есть в доме, тесьму, лоскуты, полоски кожи и даже тонкую проволоку.

Начинаем работу. Раз я тку на подрамнике без поворотного механизма, мне удобнее начать ткать сразу несколько поясов. Я натянула основу сразу на 3 пояса и несколько ручек с боковинами. В качестве основы в последнее время пользуюсь нитками 210ЛШ.

Проходим первый ряд основой сразу через все наши изделия. При ткачестве сумок, поясов и ручек я использую ремизки для ускорения процесса.

Если край пояса планируется сделать не прямым, а, например, уголком или закруглённым, то очень удобно будет воспользоваться шаблоном, вырезанным из картона или тонкого пластика.

Этот мастер-класс предназначен для людей, уже знакомых с азами ткачества, поэтому подробно на начале работы я не акцентирую внимание. Всё приготовлено, начинаем ткать, пользуясь ремизками для создания зева, подбиваем сотканное вилкой или колотушкой, по желанию, я лично предпочитаю вилку. Почему-то не оказалось ни одной фотографии, где я с вилкой в работе.

Один из поясов я делаю с орнаментами в счётной браной технике, два других почти бессистемные, фантазийные, на игре фактур и цветов. (Пояса те, что с шаблонами внизу.)

В браной технике узор создаётся перекрытием более толстыми нитями утка сразу нескольких нитей основы. Это если кратко.

Для начала можно не заморачиваться сложными орнаментами и попробовать соткать пояс из ниток одного-двух цветов, а затем в качестве украшения нашить на пояс, например, кусочки кожи простых геометрических форм.

СЕКРЕТЫ ОБЕРЕЖНОГО РУКОДЕЛИЯ. Творческая мастерская Наталии УсовойПлетем пояс НИТИ РОДА.

Параллельно тку несколько вещей — пояса, боковины, ручки.

В бессистемных поясах намеренно не использую косичку, мне кажется, что в утилитарных вещах, таких как пояс, это непрактично, т.к. может цепляться за детали одежды и деформироваться. В этнопоясе с браной техникой стараюсь пользоваться орнаментами, в которых уток не перекрывает больше двух нитей основы за раз, чтобы не было длинных протяжек на лицевой стороне, что, на мой взгляд, также непрактично (но, может быть, я и перестраховываюсь). Для большего разнообразия фактур ввожу в работу лоскуты. Полоски ткани вкладываются между передним и задним рядами основы, затем просто плотно забиваются.

Создаём тканое полотно из подручного материала и шьем из него шляпки и сумки. Мастер класс

В поясах со счётным орнаментом важно соблюсти пропорции, контролируя с сантиметром в руках размеры каждого цветового фрагмента, чтобы всё было уравновешено, и пояс при этом получился нужной длины.

На нескольких вертикалях, где боковины нужной длины уже сотканы, решаю соткать ещё по кулону. Для этого опять же понадобится шаблон. У картонного шаблона две функции — создать запас основы для завязывания и задать форму низу кулонов.

Итак, пояса нужной длины сотканы, кулоны готовы. Срезаем изделия с подрамника. Снизу ножом, сверху ножницами.

Завязываем нити основы попарно или по 4.

Не отказываю себе в удовольствии полюбоваться сотканным.

Теперь любуемся только поясами и кулонами.

Очень люблю разглядывать изнанку, она часто бывает не менее интересной, чем лицо.

Обвязываем пояса и кулоны прочной нитью крючком столбиками без накида. При обвязке вторым рядом делаем одно пико через каждые 7-8 столбиков.

Создаём крючком петлю для застёжки, также обвязываем её столбиками без накида. Размер петли должен соответствовать размеру пуговиц.

Обрезаем лишние нитки на изнанке, оставляя по 1-1,5 см.

Слегка отпариваем с изнанки.

Выкраиваем из плотной ткани подкладку поясов и кулонов.

Удаляем намётку, наши пояса готовы. По задумке носить их можно как на бёдрах, так и на талии, при этом «лишняя» часть создаёт дополнительный декоративный эффект. Застёгивать их можно на разные стороны. Кулоны также посажены на подкладку, сверху к ним пришиты верёвочки, связанные крючком воздушными петлями.

Убеждена, что утилитарные вещи могут и должны быть красивыми и необычными. Надеюсь, этот мастер-класс будет интересен и полезен всем ткущим, возможно, вдохновит кого-то на изучение ткачества. Экспериментируйте, выдумывайте, творите!

Буду рада комментариям, с удовольствием отвечу на вопросы.

Мастер-класс в музее: 11 апреля ткём пояса «на дощечках» (12+)

11 АПРЕЛЯ в ВОСКРЕСЕНЬЕ в 11:00 приглашаем любителей народного костюма и текстильных технологий принять участие в МАСТЕР-КЛАССЕ ПО ТКАЧЕСТВУ ПОЯСОВ «НА ДОЩЕЧКАХ» (12+) с Мариной Коршаковой!

На мастер-классе вы узнаете:
— Чем отличается тканый пояс от плетёного?
— Сколько отверстий на «дощечках» и действительно ли это – дощечки?
— Какие пояса были в моде в древнем Приладожье, и где сегодня можно их использовать?

За одно занятие вы научитесь:
— разбираться в схемах,
— подбирать цвета для максимального эффекта,
— рассчитывать и заправлять основу,
— технике ткачества,
— оформлять края своего изделия.

Люди прошлого знали, как поступать в любой непонятной ситуации: просто надо ткать пояс. Можно отключиться от забот, спокойно обдумать проблему и получить полезное изделие. Тканый пояс не только поддерживал части одежды (застёжки-молнии и пуговицы появились намного позже), но и являлся сильным оберегом. Быть «распоясанным» считалось очень неприлично. Пояс был хорошим подарком.

Записывайтесь на мастер-класс и создавайте уникальное украшение-оберег для себя или в подарок близким!

Стоимость 750 руб./чел. Все необходимые материалы предоставляются.

Серию мастер-классов по декоративно-прикладному искусству продолжит занятие:
18 апреля «Северное вязание одной иглой»

Дополнительная информация и запись по телефону 633800 или +79114003800

Фотографии из личного архива М.С.Коршаковой

Кукла из трав Берегиня-Травница. Мастер-класс