Мастер-класс Создаём серьги «Забава Путятишна» по мотивам славянских височных колец

Создаём серьги «Забава Путятишна» по мотивам славянских височных колец

Предлагаю вашему вниманию лёгкий и простой мастер-класс в технике плетения из проволоки, а также небольшой экскурс в историю на тему украшений древних славян. И то и другое — без лишних подробностей, чтобы не перегружать информацией, которую при желании можно без труда отыскать на просторах интернета. На создание мастер-класса подтолкнула тема конкурса «Славянские мотивы», и хотя выкладываю поздновато для полноценного участия, буду рада вашему вниманию и голосам 🙂

Серьги — одно из наиболее распространённых в наши дни головных украшений. Но так было не всегда. В древности женщины славянских племён носили височные кольца, которые нашивались на головной убор или вплетались в волосы. Кольца делались достаточно массивные, иногда использовались стеклянные бусины, но большей частью это было бронзовое, золотое и серебряное литьё.

На рисунке образец, как могла бы выглядеть девушка из Ярославля, конца XII – начала XIII вв., а также способы прикрепления различных типов височных колец к головному убору.

Для своего мастер-класса я выбрала гладкое трёхбусинное височное кольцо. Подобные украшения пользовались успехом у жительниц крупных торговых городов конца X — начала XIII века. На рисунке — археологическая находка с побережья реки Ворксла. В оригинале бусины серебряные, полые и состоят из двух спаянных полушарий. От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой, которая создавала также интервалы между кольцами. Сразу же привожу пример, как выглядело бы это кольцо в бронзовом или латунном литье. В серебре образцов не нашла, мастера делают такие вещи на заказ, в основном, для реконструкторов.

В моём варианте серебро заменено на более доступные материалы — медь и нефрит. Ведь каменные бусины тоже встречались в историчных вариантах, правда, в несколько ином исполнении.
Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:
— круглогубцы, плоскогубцы и кусачки — для сгибания и обрезки медной проволоки;
— молоток и наковальня — для отбивки проволоки;
— гравёр или надфиль — для обработки медной кромки;
— медная проволока 1.2 мм и 0.8 мм;
— бисер чешский R 8/0 и нефритовые бусины (примерно 6 мм).

Эскиз для такого простого варианта не обязателен, но мне хотелось сохранить исторический размер кольца (около 3,5 см), а так как с нанизанными на проволоку бусинами согнуть ровный круг вокруг подходящего шаблона затруднительно, то рисунок очень даже пригодился 😉

Итак, к делу!

Для основной части кольца берём проволоку 1.2, отрезаем от неё кусок длиной 14 см. Сразу же подготавливаем проволоку для обмотки 0.8, длиной 21 см.

Нанизываем нефритовые бусины на проволоку 1.2.

Чуть отбиваем и отшлифовываем гравёром края проволоки 0.8. Это нужно для того, чтобы более плавно свести к основному элементу витки в начале и конце обмотки. Вместо гравёра можно использовать надфиль или наждачную бумагу, это на результат не влияет, просто край получается ровнее и без заусенцев. На фото видна разница между отбитым и неотбитым краем.

Начинаем обмотку вокруг бусин. Приплюснутый конец (зажат плоскогубцами) не только смотрится аккуратнее, но и и удобнее фиксируется. Достаточно 3 витков для закрепления, и можно перекинуть проволоку через бусину, чтобы продолжить обмотку.

Продолжаем обмотку, пока все бусины не окажутся плотно закреплены.

Отбиваем молотком и отшлифовываем гравёром края проволоки 1.2.

Аккуратно делаем круглогубцами завитки на концах основного элемента и сгибаем проволоку в кольцо, можно сверить с эскизом. Завитки плоскогубцами отгибаем в разные стороны, чтобы потом можно было их зацепить друг за друга.

Заводим один конец за другой и слегка прижимаем, чтобы завитки плотно сошлись друг с другом. Затем слегка отбиваем на наковальне верхнее полукольцо (не трогая завитки). Это нужно, чтобы придать жёсткости основному элементу (нижнюю часть фиксирует обмотка), тогда как в месте соединения отбивка, наоборот, ослабит его.

КОНСТАНТИН ЯКИВЕЦ: русский балет /Донбасс Опера VS Киевская национальная опера/балетный мастер-класс

Переходим к швензе и соединительному элементу.

Василиса Микулишна (Роман Давыдов, 1975), мультфильм

Для них откусываем от проволоки 0.8 кусочки длиной 2 см. и 4.5 см. Если хотите более длинную швензу, можно взять 5-5.5 см.

Обереговая брошь метла из бронзы с черным агатом

Для соединительного элемента сгибаем восьмёрку, как показано на рисунке, только её половинки должны быть в разных плоскостях, чтобы серьга была правильно ориентирована по отношению к швензе. Бисер лучше нанизать после того, как будет согнута первая половинка. Он же прикроет стыки между половинками.

Серьги с гиперстенами Путеводная звезда

Затем сгибаем петельку для швензы, нанизываем бисер и делаем небольшой завиток над ним, чтобы бусинка не скользила по дужке.

Отбиваем петли соединительной восьмёрки и среднюю часть дужки. Края отшлифовываем.

Кольцо и серьги Красивые кабашоны

Затем собираем вместе два элемента. Осталось только подвесить саму серьгу.

На разомкнутую петлю соединительной восьмёрки цепляем верхний завиток серьги и зажимаем плоскогубцами.

Медная серьга с нефритовыми бусинами «Забава Путятишна» готова!

Осталось повторить всё то же самое для второй — и у вас появится свой комплект оригинальных серег в древнерусском стиле.

Мастер-класс (онлайн) «Волшебное пёрышко»

Серьги совершенно по-разному смотрятся в прямом солнечном свете, при искусственном и в полутени. С разрешения заказчицы добавлено фото с моделью, сделанное при естественном освещении, но на небе, как частенько бывает в Питере, опять они — облака 🙂

Спасибо за внимание.

Творческих вам успехов и вдохновения!

В подготовке мастер-класса использована информация из книг В.Е. Коршуна «Височные украшения славян» и Левашевой В.П. «Височные кольца / Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», рисунки О. Фёдорова.

Что такое Височные кольца

Женские украшения славян в форме колец.
Как носили височные кольца:

«Сказка о Царе Салтане» ко Дню Славянской письменности

вплетали в волосы;

Славянская мифология. Часть 6. Быт, культура, ремесла

прикрепляли лентами к головным уборам;

закрепляли над ушами.

Известны с бронзового века, наибольшее распространение получили в X-XIII веке. Чаще всего изготавливались из меди или сплавов железа, иногда — из серебра.

Исконно славянское название этого украшения — усерязи, также назывались заушницами.

Происхождение височных колец

По одной из версий, височные кольца олицетворяют собой цветы. До вступления в брак девушки носили на голове венки, а после покрывали волосы головным убором. Височные кольца прикреплялись к ним и имитировали цветы. Однако это только одна из теорий, потому что незамужние девушки тоже носили эти украшения.

Кто носил височные кольца

Юные девушки не носили височных колец совсем или носили их в самых простых вариантах.

Невесты и женщины, недавно вступившие в брак, носили самые нарядные височные кольца, ведь по верованиям славян они больше всего нуждались в защите от злых сил, которую давали им украшения.

Топ 5 славянских мультиков

Пожилые женщины постепенно височные кольца своим дочерям, и с возрастом практически их не носили.

Виды височных колец

Щитковые, у которых проволока в некоторых местах раскована в пластинки.

Лучевые, литые украшения.

КАКИМИ БЫЛИ МУЖЧИНЫ НА РУСИ * СЛАВЯНСКИЕ МУЖИ * ТРАДИЦИИ

Бусинные, в которых бусины были нанизаны на проволочное кольцо.

Височные кольца и серьги — это одно и тоже?

Нет, серьги изначально были предназначены для украшения ушей, а височные кольца — украшение волос, несмотря на то, что иногда их вдевали в уши.

Создаём серьги «Забава Путятишна» по мотивам славянских височных колец

Предлагаю вашему вниманию лёгкий и простой мастер-класс в технике плетения из проволоки, а также небольшой экскурс в историю на тему украшений древних славян. И то и другое — без лишних подробностей, чтобы не перегружать информацией, которую при желании можно без труда отыскать на просторах интернета. На создание мастер-класса подтолкнула тема конкурса «Славянские мотивы», и хотя выкладываю поздновато для полноценного участия, буду рада вашему вниманию и голосам 🙂

Серьги — одно из наиболее распространённых в наши дни головных украшений. Но так было не всегда. В древности женщины славянских племён носили височные кольца, которые нашивались на головной убор или вплетались в волосы. Кольца делались достаточно массивные, иногда использовались стеклянные бусины, но большей частью это было бронзовое, золотое и серебряное литьё.

На рисунке образец, как могла бы выглядеть девушка из Ярославля, конца XII – начала XIII вв., а также способы прикрепления различных типов височных колец к головному убору.

Для своего мастер-класса я выбрала гладкое трёхбусинное височное кольцо. Подобные украшения пользовались успехом у жительниц крупных торговых городов конца X — начала XIII века. На рисунке — археологическая находка с побережья реки Ворксла. В оригинале бусины серебряные, полые и состоят из двух спаянных полушарий. От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой, которая создавала также интервалы между кольцами. Сразу же привожу пример, как выглядело бы это кольцо в бронзовом или латунном литье. В серебре образцов не нашла, мастера делают такие вещи на заказ, в основном, для реконструкторов.

Обзор славянских перстней и колец

В моём варианте серебро заменено на более доступные материалы — медь и нефрит. Ведь каменные бусины тоже встречались в историчных вариантах, правда, в несколько ином исполнении.
Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:
— круглогубцы, плоскогубцы и кусачки — для сгибания и обрезки медной проволоки;
— молоток и наковальня — для отбивки проволоки;
— гравёр или надфиль — для обработки медной кромки;
— медная проволока 1.2 мм и 0.8 мм;
— бисер чешский R 8/0 и нефритовые бусины (примерно 6 мм).

МК серёжки #сережкиспарогонитом #натуральныекамни

Эскиз для такого простого варианта не обязателен, но мне хотелось сохранить исторический размер кольца (около 3,5 см), а так как с нанизанными на проволоку бусинами согнуть ровный круг вокруг подходящего шаблона затруднительно, то рисунок очень даже пригодился 😉

Как защитить себя с помощью славянского символа Алатырь

Итак, к делу!

Для основной части кольца берём проволоку 1.2, отрезаем от неё кусок длиной 14 см. Сразу же подготавливаем проволоку для обмотки 0.8, длиной 21 см.

Нанизываем нефритовые бусины на проволоку 1.2.

Чуть отбиваем и отшлифовываем гравёром края проволоки 0.8. Это нужно для того, чтобы более плавно свести к основному элементу витки в начале и конце обмотки. Вместо гравёра можно использовать надфиль или наждачную бумагу, это на результат не влияет, просто край получается ровнее и без заусенцев. На фото видна разница между отбитым и неотбитым краем.

Начинаем обмотку вокруг бусин. Приплюснутый конец (зажат плоскогубцами) не только смотрится аккуратнее, но и и удобнее фиксируется. Достаточно 3 витков для закрепления, и можно перекинуть проволоку через бусину, чтобы продолжить обмотку.

Продолжаем обмотку, пока все бусины не окажутся плотно закреплены.

Отбиваем молотком и отшлифовываем гравёром края проволоки 1.2.

Аккуратно делаем круглогубцами завитки на концах основного элемента и сгибаем проволоку в кольцо, можно сверить с эскизом. Завитки плоскогубцами отгибаем в разные стороны, чтобы потом можно было их зацепить друг за друга.

Заводим один конец за другой и слегка прижимаем, чтобы завитки плотно сошлись друг с другом. Затем слегка отбиваем на наковальне верхнее полукольцо (не трогая завитки). Это нужно, чтобы придать жёсткости основному элементу (нижнюю часть фиксирует обмотка), тогда как в месте соединения отбивка, наоборот, ослабит его.

Переходим к швензе и соединительному элементу.

Для них откусываем от проволоки 0.8 кусочки длиной 2 см. и 4.5 см. Если хотите более длинную швензу, можно взять 5-5.5 см.

Для соединительного элемента сгибаем восьмёрку, как показано на рисунке, только её половинки должны быть в разных плоскостях, чтобы серьга была правильно ориентирована по отношению к швензе. Бисер лучше нанизать после того, как будет согнута первая половинка. Он же прикроет стыки между половинками.

Затем сгибаем петельку для швензы, нанизываем бисер и делаем небольшой завиток над ним, чтобы бусинка не скользила по дужке.

Отбиваем петли соединительной восьмёрки и среднюю часть дужки. Края отшлифовываем.

Затем собираем вместе два элемента. Осталось только подвесить саму серьгу.

На разомкнутую петлю соединительной восьмёрки цепляем верхний завиток серьги и зажимаем плоскогубцами.

Медная серьга с нефритовыми бусинами «Забава Путятишна» готова!

плетение витого оберега

Осталось повторить всё то же самое для второй — и у вас появится свой комплект оригинальных серег в древнерусском стиле.

Серьги совершенно по-разному смотрятся в прямом солнечном свете, при искусственном и в полутени. С разрешения заказчицы добавлено фото с моделью, сделанное при естественном освещении, но на небе, как частенько бывает в Питере, опять они — облака 🙂

Спасибо за внимание.

Творческих вам успехов и вдохновения!

АЛАТЫРЬ: Философский камень древних славян

В подготовке мастер-класса использована информация из книг В.Е. Коршуна «Височные украшения славян» и Левашевой В.П. «Височные кольца / Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», рисунки О. Фёдорова.

Что такое Височные кольца

Женские украшения славян в форме колец.
Как носили височные кольца:

Магия славянского пояса

вплетали в волосы;

Вязь славянская гимнастика.

прикрепляли лентами к головным уборам;

закрепляли над ушами.

Кольца и перстни славян 10 -13 веков.

Известны с бронзового века, наибольшее распространение получили в X-XIII веке. Чаще всего изготавливались из меди или сплавов железа, иногда — из серебра.

Исконно славянское название этого украшения — усерязи, также назывались заушницами.

Происхождение височных колец

По одной из версий, височные кольца олицетворяют собой цветы. До вступления в брак девушки носили на голове венки, а после покрывали волосы головным убором. Височные кольца прикреплялись к ним и имитировали цветы. Однако это только одна из теорий, потому что незамужние девушки тоже носили эти украшения.

Кто носил височные кольца

Юные девушки не носили височных колец совсем или носили их в самых простых вариантах.

Невесты и женщины, недавно вступившие в брак, носили самые нарядные височные кольца, ведь по верованиям славян они больше всего нуждались в защите от злых сил, которую давали им украшения.

Команда M.I.R. — Забава Путятишна, Князь Киевский (Три Богатыря)

Пожилые женщины постепенно височные кольца своим дочерям, и с возрастом практически их не носили.

Височные кольца восточных славян: лекция в Археологическом клубе

Виды височных колец

Щитковые, у которых проволока в некоторых местах раскована в пластинки.

Лучевые, литые украшения.

Бусинные, в которых бусины были нанизаны на проволочное кольцо.

Височные кольца и серьги — это одно и тоже?

Нет, серьги изначально были предназначены для украшения ушей, а височные кольца — украшение волос, несмотря на то, что иногда их вдевали в уши.