Мастер-класс Создание филигранного колье из серебра и золота. Часть вторая, заключительная

Создание филигранного колье из серебра и золота. Часть первая

Сегодня я хочу рассказать о своей новой работе. На данный момент ее еще нет в природе и какой она родится совершенно неведомо, но я постараюсь, чтобы за всем процессом создания было наблюдать, как минимум, интересно, а кому-то может и полезно. Специально для начинающих ювелиров, я постараюсь более подробно освещать некоторые специфические моменты.
Буду я работать в свое удовольствие, без рамок заказа, поэтому выбрал самую любимую для себя тему — колье, филигрань, маки.Традиционная для меня работа, но в этом и суть, мне нужна вещь, презентующая меня как художника и мастера. Как-то вдруг, у меня не осталось в коллекции крупных, сложных украшений, которые можно поставить визитной карточкой на выставочную витрину, а это плохо. И эту пустоту нужно заполнить, чем и займусь.
Основой работы будет филигрань, в типичной для меня манере, с небольшими дополнениями модельного воска и чего-нибудь еще, может быть. Кто ж мне запретит? Эскиз, как обычно, мне служит лишь для того, чтобы показать как Не будет выглядеть работа. Но без кучи набросков никогда не родится что-то стоящее — мозг двигает карандашом, а карандаш, в свою очередь, формирует в голове нужные образы и только такой пинг-понг дает идее созреть, хотя бы до семечка. Прорастать травой она уже будет в металле. В последнее время, мне хочется делать максимально женственные украшения, с минимумом жестких, контрастных фактур, без нарочитой грубости. Видимо, такой и выйдет нынешняя работа, посмотрим. Итак, поехали.

1. Вот то из чего, в основном будет состоять работа — чистое серебро и гранулы бескислородной меди. Все это я смешаю и сделаю серебро 925-й пробы.

2. Плавим металл. 925-я проба серебра, или стерлинговое серебро, имеет лучшие механические свойства, по сравнению с чистым серебром и, следовательно, гораздо более практично в эксплуатации. Это к вопросу — «зачем портить чистое серебро медью?» Затем.

3. Из расплава я получаю несколько вот таких отливок — «пуль». Дальше из них я буду делать проволоку.

4. Отлитые пули прокатываю в ручьях вальцов. Этому динозавру уже скоро 25 лет. Я со счета собьюсь если начну считать сколько килограммов серебра и золота он перекрутил.

Ювелирочка часть 2.Мои серебряные украшения.

5. Периодически металл нужно отжигать, он это любит и становится мягким. Вы к нему с теплом, а он к вам с нежностью.

6. Далее, полученную в вальцах квадратную проволоку, я протягиваю в фильерах до нужных диаметров. В основном, мне потребуется проволока 0,28 мм и немного 0,4 мм.

7. Итог нескольких часов работы. Эту проволоку я буду скручивать на двигателе в несколько нитей, чтобы получить ребристую «веревочку» — основу всей работы.

8. Процесс свивки. Далее, подготовленная веревочка снова пойдет в валы и далее ко мне на верстак за своей новой жизнью.

9. Вот что получилось в итоге. Подготовительные операции отнимают много сил и времени, но если схалтурить, попытаться ускорить процесс, например не отжигать вовремя металл, то результат будет соответствующий. Серебро вам отомстит, оно может потерять пластичность и рассыпаться в руках или при любой деформации работы, или тогда когда вы меньше всего это ждете — в руках покупателя вашего украшения.

10. Прорисованный абрис будущего лепестка наклеиваю «Моментом» на пластину серебра. Можно по разному переносить рисунок на металл, в данном случае мне удобнее и быстрее именно так.

11. Выпиливаю, начиная с внутренних частей.

12.Начинается процесс набора скани. Я решил немного поэкспериментировать. Мне хочется получить эффект сложной и незаметной упорядоченности в фактуре. Надеюсь, все получится.

13. О! Мне нравится промежуточный итог! Конкретно сейчас он мне не нужен, но я обязательно использую такую фактуру в других своих работах.

14. начинаю готовить заготовки для набора листа. Очень нудное, долгое и однообразное занятие. Аудиокнижка не дает уснуть и делает жизнь. сносной.

15. Вот они — убийцы моих нервов. Из этих «запятых» я и буду собирать бОльшую часть своего колье.

16. Тютелька к тютельке идет филигранный набор. Чем не нанотехнологии? Тоже очень долго, но, хотя бы, адреналин вырабатывается постоянно — в каждый момент можно спалить проделанную работу.

17.Первые итоги. Моя довольный. Можно сказать, что эксперимент прошел успешно — в большом ажурном фоне ненавязчиво читается некая структура. Очень хорошо.

18. В этом колье основной упор будет сделан на филигрань, но использование разных технологий в одном изделии, их сочетание, в большинстве случаев, только в плюс всей работе. Обогащаются фактуры и пластика. Поэтому откладываю до времени филигрань и начинаю работу с модельным воском. Поскольку предстоит не очень тонкая работа, то можно воспользоваться не новым куском модельного воска, а сплавить остатки от прошлых работ. Все по закону военного времени — «. ни колоску не пропасть». Логически это мало оправдано, у меня достаточно нового воска, экономически тоже выгоды почти никакой. Просто мне нравится добиваться максимального результата минимальными средствами.

19. Обгрызаю начерно восковую заготовку. Я это делаю ножом для резки резиновых пресс-форм, но можно чем угодно. Воск вообще очень благодарный материал — прощает ошибки и обрабатывается любым инструментом, хоть ногтем.

20. Далее, закрепив заготовку в патроне бормашины, придаю форму как на токарном станке. Опять же, любым инструментом подходящим к ситуации.

21. Получилась очень ровная, точеная форма. Ужас! Аж глаза режет. Надо ее поковырять фрезами и всем, что под руку подвернется. Ну не люблю я правильные формы, что поделать.

22. Начинаю примерять восковые заготовки к филигранному листу. Может что-то прибавить, или убрать нужно.

23. Верхняя часть коробочки будет из золота, поэтому делаю ее отдельной деталью.

СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ МАСТЕРОВ ДАГЕСТАНА .КУБАЧИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ .МАХАЧКАЛА .Часть -1

24. Тем же способом делаю еще пару коробочек поменьше. Может они мне пригодятся, может нет, пока не знаю. В любом случае они не пропадут.

25. С помощью микроскопа и бормашины наношу фактуру на форму. Отсутствие микроскопа не смертельно, но оооочень желательно. Фактура сделанная с помощь микроскопа и без него отличается как «adidas» и «adibas».

26. Итог работы. После литья поправлю где потребуется фактуры и будет у меня чудесная маковая коробочка. Восковки отправляются в литье, а мне пока нужно продолжать набирать филигрань и собирать бутон.

27. Я не успел подумать что и как делать дальше, а литье уже готово. Ну и чудесно! Проще, когда все перед глазами. Сюда же, как-то пролез персонаж из другой сказки, ну да бог с ним.

28. Почти во всем процесс набора остальных лепестков бутона совпадает с тем как я делал первый лепесток мака, думаю, не имеет смысла повторяться — все тоже самое только в пять раз больше.

29. Но кое что я делаю по другому. Во втором ряду лепестков я решил немного поиграться с фактурами — мне нужно каким-то образом разделить разные уровни работы, чтобы появилась плановость, глубина.

Эмбоссинг. Пудры и инструменты. Обзор | Natalya Yenn. Scrapbook

30. Между делом готовлю шарики. Из поддона достаю всяческие остатки и огрызки и на куске угля сплавляю их. На угле сферы получаются более ровные, чем на другой поверхности. По муторности сие занятие соперничает с верчением мелких запятых для филигранной фактуры. С удовольствием буду платить деньги тому, кто будет это делать за меня. Смех смехом, но с осени у меня в мастерской открывается вакансия помощника, так что шлите резюме.

31. Итог многотрудный. Не могу пока сказать, что дополнительная фактура стоила затраченного на нее времени, это будет понятно в дальнейшем. Теперь задача собрать весь этот сухоцвет в живой бутон. А вдруг не соберу?

32. Начинаю гнуть лепестки. Пальцы — самый чуткий инструмент — где нужно надавят, где нужно придержат форму, и все это не повреждая металла.

33. Начинается эквилибристика — легкую тонкую филигрань нужно припаять к массивной сердцевине. Кто паял серебро, тот поймет о чем я — из за высокой теплопроводности серебра локальный нагрев в нужной точке практически невозможен, нужно прогревать равномерно все изделие до рабочей температуры припоя, что-то около 700 градусов, т.е. если мимолетно потерять контроль, детали композиции рассыпятся, в лучшем случае. В худшем, пока прогреваешь главную массу тонкая филигрань сплавится, потому ,что у нее не хватит толщины для равномерного распределения тепла и локально температура повысится выше точки плавления. Часто приходится искусственно отводить тепло от каких-то частей пинцетом.

34. . но я справился. Следующим этапом будет напайка шариков. Это нужно было сделать до соединения лепестков в бутон. Шарики, кроме понятной декоративной функции, создают дополнительные мостики теплопередачи и пережечь изделие становится сложнее, но я прощелкал клювом. Теперь это придется делать с большими усилиями.

35. Итог трудов. Десять дней работы и все готово. Будут еще добавляться мелкие детали, золотая крышечка сверху, что-то будет правится, но основная работа с бутоном закончена. Но это даже не половина всей работы, дальше я буду делать собственно колье, а это просто цветок на нем.

Спасибо за внимание. Окончание работы над колье будет в следующей части.
С уважением, Дмитрий Кузнецов, ювелир.

Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная

Когда-то, в далеком деревенском детстве, я пытался научится делать венки из одуванчиков и у меня ничего не вышло. Из этого я делаю два вывода. Первый — лучше бы в детстве я на стройках кирпичами кидался, имел бы сейчас востребованную строительную специальность. Второй — плести венки из одуванчиков гораздо сложнее, чем то же самое делать из металла, ведь тут у меня все получилось. Колье готово! Я спешу вам показать заключительную часть работы, надеюсь всем будет интересно, а многим и полезно.

Вряд ли можно рассматривать мой рассказ как пошаговый мастер-класс — то что я здесь показываю могут повторить очень немногие и эти немногие сами могут много что показать и рассказать. Но под каждой фотографией я стараюсь максимально четко описать ход моих действий и самое главное — ход моих мыслей, логику происходящего. Т.е. для тех, кто начинает заниматься ювелирным делом, я бы хотел дать, как говориться, не рыбу, но удочку. Имеющий уши, да услышит.

Финальная часть работы над колье «Одуванчики».

Литье прибыло. Все отлично, но проявились две мои существенные ошибки. Первая — система, которую я придумал для гибкой части колье оказалась очень грубой и неподходящей, придется думать что-то еще. Что ж, 1000 рублей расходов и лишний день работы не самая дорогая цена за опыт и проверку идеи. Вторая — вес. Цветоложи получились очень тяжелыми, нужно облегчать.

Листья вышли очень длинными и не влезли в опоку, пришлось разрезать на части. Ничего страшного, когда сделаю шов будет невозможно найти.

Вес этих двух элементов больше 100 грамм, нужно облегчать по максимуму, буду дырявить всю конструкцию, убирать толщины где можно. Ясно что колье это не серьги, шея выдержит и пару килограмм, но важно распределение этого веса и его восприятие — килограмм пуха и килограмм металла это два разных килограмма. С этими элементами я промахнулся. Что ж, ошибки всегда возможны. Но как оказалось, все к лучшему, после облегчения формы и добавления снизу ажура, визуально элементы стали более эффектными.

Сбор частей головки одуванчика. Литье тяжелых деталей сложной формы дает непредсказуемую усадку, это нужно учитывать всегда и всегда оставлять лишнее «мясо» для подгонки.

Соединил половины листьев и пропаял, теперь восстанавливаю фактуру. То что сделано руками в воске, можно сделать и на металле, хотя, конечно, гораздо сложнее и дольше. После восстановления фактуры, шов невозможно найти.

Укрупняю детали. Общий вес конструкции растет и паять становится все труднее, тем более, все конструктивные элементы нужно паять тугоплавким припоем, чтобы в дальнейшем избежать неприятный инцидентов, вроде рассыпавшейся на несколько частей почти готовой работы.

Полуфабрикат колье. Осталось только все красиво соединить между собой. Проще простого!

Поиск формы и сборка на металлическом бюсте. Довольно удобная штука, особенно когда под рукой нет живого тела. Но живое тело почему-то иногда боится киянок, часто бывает полезно постучать, чтобы придать нужную форму.

За общую композицию я пока спокоен, пришла пора взяться за дополнительные элементы. Согласно идее, на колье будут не только распушившиеся одуванчики, но и яркие желтые молодые цветки. Их я буду делать из золота на серебряном основании.

Всё множество соцветия одуванчика я решил делать вот из такого материала — прокатанной шинки разного размера. Молодые одуванчики, как я и говорил, будут из золота, но сначала, чтобы по возможности уберечься от ошибок (золота у меня в обрез) опробую идею на серебре. При всей лаконичности цветка, конструкция для меня неочевидна. У меня есть несколько идей как передать образ, но все они требуют проверки. Начну с самой, на мой взгляд, многообещающей.

Материал нарезаю на заготовки нужного мне размера и.

. спаиваю их попарно.

Далее получившиеся крестики проковываю в одну плоскость и повторно спаиваю. В детали получается уже восемь концов. И так несколько раз, пока не наберется нужная «махровость».

Получился вот такой одуванчик — легко узнаваемый, в меру стилизованный и, что очень важно, технологичный. Учту некоторые моменты и можно приступать к работе с золотом. А этот цветок я пущу на какую-нибудь другую работу, не пропадет.

Собираю золотой одуванчик. Спаять такую лохматую конструкцию чтобы не поплавить концы и чтобы не рассыпались прошлые места пайки очень сложно. Чтобы облегчить задачу до уровня «практически возможно» прибегаю к пайке на общей оси — в центре ярусов сверлю отверстие и надеваю детали на золотую проволоку, по типу пирамидки и пропаиваю уже ось. Зачем это нужно? При нагреве самая высокая температура на тех частях изделия, где хуже всего теплообмен, т.е. на кончиках лепестков, а нужно пропаять середину. Получается, что когда середина соцветия прогреется до рабочей температуры припоя, концы уже сплавятся. А когда я паяю на оси, то я узким пламенем горелки прогреваю центр, держа под контролем температуру на переферии, а при пайке следующего яруса, предыдущие слои не сдвигаются и не рассыпаются.

Завершающий штрих — ставлю центральную группу тычинок, в которых по плану будут стоять желтые сапфиры.

Возвращаюсь к сборке колье. Сложность и объем работы над крупной вещью это не сумма работы над всеми частями эту вещь составляющих. Все гораздо веселее. У серебра самая большая теплопроводность из всех драгметаллов. Есть ювелиры которые просто не могут паять серебро из за этого, хотя с золотом справляются легко. Паяя серебро нужно прогревать всю массу изделия и локально поддерживать чуть более горячую точку на месте пайки, а это непросто, когда масса и площадь изделия большие. Нужны мощная горелка и навык, который приобретается долго и больно, у меня до сих пор часто руки в ожогах.

Основные элементы композиции на месте, осталось поставить второстепенные детали и два самых главных элемента, ради которых все и затевалось — две филигранные головки одуванчика.

Присоединяю филигранный бутон одуванчика ко всей композиции. Дополнительная сложность в очень разных массах деталей. Приходится работать широким, мощным факелом, чтобы прогреть большой вес металла, но при этом не поплавить тонкие перемычки. При работе с серебром, паять что-то массивное к чему-то очень легкому удовольствие из коллекции мазохиста. Но все получилось, в конце концов.

Я говорил ранее, что моя идея цепи для колье не сработала. Буду ее додумывать, а сейчас мне на помощь пришел мой любимый «кнут викингов» — беспроигрышный вариант почти для всех моих работ. Вязанная цепь из одного куска проволоки, а не из звеньев. У этой цепи два достоинства, которые делают ее практически универсальной для большинства моих украшений. Первое — сложная объемная структура, второе — рукодельность, при четком повторяющемся ритме, цепь не выглядит безликой «ctrl-c, ctrl-v».

После плетения нужного отрезка, протягиваю цепь через деревянные фильеры — выровнять и вытянуть. Во время плетения цепь выглядит как кривоватая палка, после протяжки в фильерах — как гибкий шнур или змея.

Припаиваю наконечники на концы цепи и готово. Хоть что-то в нынешней работе традиционное и деланное мной ранее.

Из за больших размеров колье, проблемы возникают на пустом месте. Вот, например — у меня нет посуды в которой бы я смог просто отбелить работу. Приходится опускать ее в кислоту по частям. Раздражающе долго получается.

Та же проблема и при полировке — из за размеров, колье не помещается в галтовке, ну никак! Полируются только крайние точки. Самая большая сложность из за этого, что внутри все приходится выполировывать чем только можно — нитками, зубочистками и т.п. Непредвиденной медитации на несколько часов. Оум.

Последние штрихи — закрепка сапфиров в цветок одуванчика. Все тычинки стоят отдельно друг от друга и соединяются только в центральной части, а при закрепке камней требуется серьезное усилие, чтобы загнуть металл и навалить его на камень.Этим усилием я просто согну и отломаю все тонкие элементы. Чтобы этого не произошло, я фиксирую свой цветок в специальной термопасте. При нагреве в горячей воде или феном она размягчается, а при комнатной температуре вновь становится жесткой и надежно фиксирует в себе все нежные детали. После закрепки я ее вновь нагрею и удалю.

Полировка на станке. Стараюсь не думать, что если колье вырвет, то вместе с переломанными пальцами, которые заживут, я получу трехсотграммовый кусок металла, годный только на переплавку. У меня два раза в жизни вырывало колье на полировальном станке. Один раз я смог спасти работу большим количеством дополнительного труда, во второй раз неделя работы ушла в переплавку — все тонкие элементы были перекручены и разорваны. Это я к тому, что при полировке, каким бы ни был этот процесс механическим и скучным, нужно в любую секунду быть в нем, здесь и сейчас. Любая посторонняя мысль может привести к печали. Но все, хвала Гефесту, обошлось.

Вот и все. Осталось отмыть колье и самому вымыться.

Мне кажется, весна 20-го года запомнится всем нам надолго, хоть мы еще не осознаем, да и не знаем всех последствий которые принес в нашу жизнь этот вирус.

Пусть изначальная идея колье у меня была еще несколько лет назад, та атмосфера, в которой, во многом, делалась работа, не могла не повлиять на весь процесс. Если подумать, что это за атмосфера, то лично для меня — одиночество, а еще алертность, а еще уверенность в том, что там где увянет садовая роза, сорняк всегда прорвется, а что такое одуванчик по сути — неискоренимый сорняк. Хотя розу жалко.

Колье «Весна 2022», а я говорил, что название «Одуванчики» рабочее 🙂

Работа закончена. Я благодарен всем, кто наблюдал за моим рассказом и делился своими эмоциями со мной и с другими зрителями. Живой отклик людей очень важен для будущих работ, он восстанавливает энергию и дает желание двигаться дальше. Ведь дальше все интереснее и интереснее. Здоровья вам, друзья и жизнелюбия!

Джутовая филигрань: трафареты, рисунки и техника

Джутовая филигрань: идеи поделок, техника работы, советы начинающим

Джутовая филигрань позволяет создавать изящные ажурные изделия как для себя, так и для дома. Это искусство возникло еще в древности, когда в качестве материала использовали драгоценные металлические нити. Сегодня их прекрасно заменяет джутовый шпагат, с которым работать намного проще. На первый взгляд кажется, что филигрань очень трудно освоить. Но на самом деле с этой техникой может справиться любой человек. Потребуется только немного усидчивости, фантазия и желание потрудиться.

Что такое джутовая филигрань?

Весь смысл техники заключается в свивании и скручивании толстых нитей, которые впоследствии формируют ажурный узор. За основу взята ювелирная техника — скань. Только джут намного податливее, и его необходимо скреплять клеем, чтобы картинка не распалась. Многие новички для создания шедевров используют готовые узоры и трафареты, а вот опытные мастера сами придумывают схемы завитков. И тот и другой вариант не возбраняется.

Технология выполнения джутовой скани

Техника этого изящного искусства достаточно проста и примитивна. Сначала на поверхности из джута выкладывают линии и завитки, промазанные клеем. После можно пойти двумя путями. Или же оставить узор на той же поверхности, или снять его после просушки. Во втором случае изделие выйдет воздушным и ажурным. В первом же варианте поделка тоже получится филигранной, но просто не будет просвечивать. Если картинка будет браться не из «головы», то предварительно необходимо подготовить для джутовой филиграни трафареты узоров, по которым и будут выкладываться завитки.

Идеи поделок из джута

Используя технологию джутовой скани, можно сделать множество изделий для украшения интерьера квартиры, офиса иди дачи. Декоративной составляющей могут служить рамки для фотографий, коробочки, баночки, тарелочки, вазы и многое другое.

Обычно мастера и рукодельницы делают из джута ажурные панно, рамки для фотографий и картин, салфетки, подставки под горячее, шкатулки, абажуры для светильников, вазы, часы, статуэтки, декоративные самовары. Некоторые изготавливают бабочек, птичек и животных, чтобы украсить ими потолки, стены и обыграть выключатели. Очень популярны павлины, совы, кошки, лошади и олени в этой технике. Обычные узоры в виде завитков можно использовать для создания бижутерии (браслетов, ободков, сережек, колье и украшений для заколок).

Вообще, идеи могут быть любыми. Достаточно немного пофантазировать или посмотреть мастер-классы по джутовой филиграни. Если постараться, то можно сделать достойные украшения для интерьера и себя.

Необходимые материалы

Для выполнения джутовой скани не требуется каких-либо специальных дорогостоящих материалов и приспособлений. Все они доступны, продаются в хозяйственных магазинах и отделах для рукоделия.

Основным материалом служит джутовый шпагат. Если по задумке необходимо работать в цвете, то можно приобрести акриловые краски, чтобы придать веревочке различные цвета.

Не обойтись и без прозрачного клея («Титан» или «Дракон»). Он выступает в качестве своеобразного скульптора и фиксатора.

Также очень полезны будут ножницы, пинцет, толстая спица, игла и тонкое шило. Они помогут формировать завитки и узоры. Конечный результат можно зафиксировать акриловым лаком. Чтобы поделка стала более красочной, можно использовать любые материалы. Обычно в ход идут всевозможные стразы, бусины, броши и камушки.

Также новичкам могут потребоваться трафареты для джутовой филиграни, которые можно сделать самостоятельно. Несколько примеров вы можете видеть в статье. Отличный вариант — схемы из раскрасок-антистресс, только начинать нужно с простого.

Полезные советы по выбору и работе с нитями

Основной материал – это джутовый шпагат. В магазине можно найти его различные варианты. Например, для изготовления шкатулок оптимальна будет толщина нити 1,2 миллиметра. Более толстый джут подойдет для крупных изделий (светильников, ларцов и прочего). Также мастерицы используют для филиграни пряжу и даже тонкие вышивальные нити. Но стоит учитывать, что они держат форму намного хуже, поэтому не могут выступать в качестве основного элемента. Мягкими и тонкими нитями лучше только декорировать плоские изделия.

Для изменения цвета джута в каком-либо узоре не рекомендуется окрашивать уже готовое изделие. Процесс будет очень кропотливым и отнимет массу времени. К тому же из-за клея нить может просто не окраситься. Поэтому изменять цвет шпагата лучше перед началом работы. Для этого джутовую нить нужно полностью окунуть в акриловую краску и оставить сохнуть.

Этапы выполнения работы

Обычно в мастер-классах по джутовой филиграни начинающим все подробно рассказывается, шаг за шагом. Но все равно нелишним будет дать общее представление о ходе работы.

1. Сначала выбирают узор. Лучше отдать предпочтение незамысловатым рисункам, но пусть они будут четко прорисованы, чтобы в процессе не путаться. Эскиз можно сделать самостоятельно или воспользоваться уже готовым.

2. Лист с рисунком поместить в полиэтиленовый прозрачный файл. Если его нет, изображение можно завернуть в пищевую пленку. Она должна быть хорошо натянута, это очень важно.

3. Далее начинается работа с клеем. Его нужно нанести по контуру эскиза, прямо на полиэтилен. Уже поверх выкладывается джут. Некоторые мастера предпочитают не наносить клей на файл, а пропитывать им шпагат. После этого они с помощью пинцета формируют из шнура узор, выкладывая его точно по схеме. Нить можно расправить по рисунку тонкой спицей. Таким способом необходимо закончить всю джутовую филигрань.

4. После заполнения узора требуется просушить изделие. Для этого его нужно поместить под пресс и оставить минимум на 6 часов.

5. После просушки поделку нужно осторожно отделить от файлика с помощью ножа. Затем изделие можно покрыть акриловым лаком и оставить сушиться.

6. После этого, если поделка состоит из нескольких частей, ее можно собрать и проклеить. На этом же этапе добавляются декоративные элементы. Обычно их закрепляют на эскизе с помощью термоклея, но подойдет и «Титан».

Правила работы с клеем

Как отмечают мастера, для джутовой филиграни подходит клей по типу «Титан». Важно обращать внимание на этикетку. На ней должно быть указано, что это универсальный, прозрачный и влагостойкий клей. Такой адгезив хорошо соединяет джут и другие элементы, легко распределяется по файлику и отделяется от него, а также быстро сохнет.

Опытные мастера выработали технику работы с клеем и джутом. Именно она и рекомендуется для использования. Поскольку в таком варианте изделие получается более аккуратным и после отделения от файла сразу же имеет товарный вид. Сначала лучше промазать небольшую часть шпагата клеем, буквально втирая его в поверхность веревки. Важно, чтобы шнур не лип к пальцам. Сразу же нужно сформировать элемент, пока джут еще гибкий и гладкий.

Не стоит заранее на всю веревку наносить клей, поскольку он может засохнуть. Шпагат станет ломким и будет трудно гнуться. Если джут все-таки затвердел, можно снова нанести клей на него, чтобы он размягчился.

Узоры для выполнения филиграни

Опытные мастера чаще всего сами придумывают рисунки для изделий. А начинающим освоить искусство помогут базовые узоры. Джутовая филигрань — очень интересная техника, предоставляющая широчайший простор для фантазии. Главное — научиться выкладывать из нитей простые завитки, а уже на их основе можно создавать всевозможные схемы.

Итак, базовые элементы:

  • Кольцо. Создается путем придания джуту округлых очертаний. Также можно делать полукольца.
  • Огурчик. Кольцо нужно равномерно вытянуть в правую и левую сторону, а после немного заострить углы.
  • Груша. Делается по тому же принципу, что и огурчик. Только одну из сторон нужно оставить округлой. Острый угол будет смотреть вверх или вниз.
  • Зубчик. Этот узор полностью похож на английскую букву «V».
  • Галочка. Похожа на предыдущий элемент. Только кончики смотрят вниз.
  • Головка. На конце джутового узора делается крохотная петелька.
  • Тройник. Напоминает цветок, делается из трех элементов. Боковые заострены, смотрят строго вертикально. Средний округлый и тянется вверх.
  • Стенек. На одном конце делается петелька и закручивается несколько раз. Должен получиться красивый завиток.
  • Травушка. Состоит из двух стебельков, верхушки которых закручены в завиток.
  • Кренделек. Оба конца немного закручиваются вовнутрь, чтобы образовались петельки.
  • Лепесток. Элемент напоминает именно эту часть растения. Также его можно назвать капелькой.
  • Двойной завиток. Похож на английскую букву «S». Только кончики сильнее закручены вовнутрь.
  • Змейка. Нить поочередно укладывается в левую и правую сторону. То есть это зигзагообразный узор, только углы должны быть округлыми.

Вообще, не обязательно строго выполнять эти элементы джутовой филиграни. Изделия могут иметь абсолютно любой рисунок. Даже приветствуется создание авторских трафаретов. Базовые узоры дают только опору, отправную точку, от которой следует отталкиваться в своих работах.

Рекомендации по созданию трафаретов

Основа, без которой не обходятся даже профессионалы — это примитивные узоры в виде букв «S» и «С». Также джутом часто выкладывают «улиток», «восьмерки» и заполняют контур мягкими диагональными линиями. Перед созданием какого-либо изделия рекомендуется отдельно отработать именно эти элементы.

Некоторым новичкам сложно придумать или вообще непонятно, как искать готовую схему. В таком случае опытные мастера советуют обратиться к узорам квиллинга. Они идеально подходят за счет перекрученных лент. За основу можно взять городецкую, хохломскую и прочие росписи. Некоторым рукодельницам нравится выполнять кельтские узоры. Также можно просто посмотреть на готовую джутовую филигрань. Технику исполнения и схему разобрать будет совсем несложно. Все направления даже в готовой работе хорошо прослеживаются.

Важный совет. При переносе рисунка на бумагу необходимо учитывать толщину джутовой нити. Иначе может получиться так, что все узоры в процессе будут смещены, и поделка выйдет не такого размера, какой задумывался изначально.

С чего начать освоение искусства?

Чтобы до конца понять всю технику, неплохо было бы посмотреть ролики о создании джутовой филиграни для начинающих. Мастер-классы, снятые на видео, доступно объяснят все направления шпагата и движения рук, что очень сложно понять, просто прочитав текст. Также можно записаться на курсы или посетить хотя бы одно практическое занятие по филиграни.

После посещения и просмотра нескольких мастер-классов лучше приступить к отработке отдельных элементов. Это поможет понять, как крепится шпагат, как долго его можно деформировать и прочие нюансы. Когда узоры будут получаться, можно переходить к полноценным изделиям.

Создания пера из джута

Для примера можно рассмотреть, как сделать перо в технике джутовой филиграни. Мастер-класс очень короткий и простой. Нужно приготовить клей «Титан», моток джута, листочек, карандаш, ножницы, прозрачный файл и пинцет.

Кинжал из серебра, в технике филигрань, с золочением и горячей эмалью

Сначала на бумаге нужно нарисовать перо (узоры можно подсмотреть на фото выше). Картинка состоит из двух элементов – завитков и петелек. Рисунок поместить в файл. Клеем промазать контур самого большого элемента – перьевого стержня. Поверх выложить джут, отрезать ножницами.

Далее нужно нанести клей на элементы, которые начинаются от очина. Сначала идет «груша». Сформировать узор и придвинуть к стержню. Нужную форму можно придавать пинцетом. Над «грушей» расположить узор «стенек», предварительно нанеся на файл клей. Важно следить, чтобы элементы плотно прилегали друг к другу. Затем снова идет «груша» и «стенек». Таким образом выполнять работу шаг за шагом (сначала с одной стороны стержня, а потом с другой).

Когда перо будет выложено, его необходимо положить под пресс (например, под тяжелую стопу книг). Подождать около 6 часов и вытащить изделие. Поделку аккуратно снять с файлика, поддевая ножом. Излишки клея, которые выбиваются из общей картины, можно счистить чем-нибудь острым. В качестве декора можно приклеить стразы и бусины.

Салфетка под горячее

Чтобы закрепить теоретический материал, предлагаем вам посмотреть видео с мастер-классом, которое расположено ниже. Здесь в качестве основы джутовой филиграни выступает цветочек, который, в свою очередь, состоит из кругов и петелек.

Абажур из джута

Это уже более сложная поделка, поскольку она объемная и состоит из различных элементов. Процесс изготовления можно посмотреть на видеоролике.

Ажурная джутовая шкатулка

Мастер-класс по созданию шкатулки будет интересен тем, кто уже овладел техникой и хочет отточить мастерство.

В завершение статьи стоит отметить, что создание изделий в технике филиграни из джута – это очень интересное искусство. При большом желании его сможет освоить любой взрослый и даже ребенок.

Джутовая филигрань, схемы узоров, трафареты

Филигрань — это одно из направлений в ювелирном деле, методика создания кружевных поделок, изысканность которых привлекает любителей тонкого искусства. Родоначальники филигранного способа украшения изделий были царские или монастырские ювелиры.

В Древней Руси знатоки были отмечены в IX–X веке. Для придания изысканности к изделию они использовали зерни. Извека ввек ювелирные изделия, сделанные по методике филиграни, становились более качественные и утончённые. В XII–XIII веке применяют напайку, осваивают ажурные и рельефные рисунки. В украшения начали закреплять камни.

Джутовая филигрань

История возникновения филиграни как ювелирного искусства

Самый расцвет искусства приходится на XV–XVI века. Московия блистает роскошью филигранных украшений, шкатулок, ваз и других изделий утвари. Пользовались известностью в эти времена умельцы Амвросий и Иван Фомин. Для обработки стали применяться такие материалы: резная кость, драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, эмаль.

Россия наладила производство филигранных изделий в XVIII–XIX веке. В этот период производили изделия разной ценности от больших до маленьких размеров. Начали обрабатывать перламутром и хрусталём. С начала девятнадцатого века промышленностью стали производить в больших объёмах филигранную посуду, церковные вещи, мелкие туалетные принадлежности.

Филигранное мастерство уникально и в настоящее время для его продолжения мастера могут использовать любое подручное сырьё, которое имеет гибкость и держит форму благодаря всевозможным лакам, клеям. Закрепители помогают делать из неплотной материи довольно крепкую вещь.

Филигрань из джута — это новое обличие рукоделия. Простота изготовления поделок подойдёт для любого начинающего, творческого человека. С этой технологией красиво оформляют вазы, абажуры, книги, шкатулки, картинные рамы и многие предметы.

Джут — это натуральное волокно. Популярным он стал благодаря своей экологичности. Поделки из этого материала не уступают своей красотой и изяществом.

Мастер-класс поделки из джута для новичков

Для нашей работы понадобиться:

  1. Прозрачный клей, который не приклеивается к полиэтилену.
  2. Ножницы.
  3. Шпажка или спица.
  4. Пинцет.
  5. Джутовый шнур.
  6. Крем для рук.
  7. Файл офисный.
  8. Линейка.

СЕРЕБРЯНЫЕ КУБАЧИНСКИЕ УКРАШЕНИЯ������ДАГЕСТАН

Приобрести материалы необходимые для творчества можно абсолютно в любом хозяйственном магазине.

Освоение базовых приёмов

Специалисты советуют смазать руки кремом перед работой, что обеспечит более быстрое снятие клея с рук.

  • Нарезать несколько отрезков джутовых шнура на равные части по 20 сантиметров. Такая длина удобна для изготовления мелких шаблонных деталек, которые составляют идею основного рисунка.
  • Нанести на файл полоску клея равную длине отрезков.
  • Шпажкой или спицей разровняем клей по ширине.
  • Плотно укладываем на клей три нити джута параллельно друг другу.
  • Пальцами приглаживаем полоску к файлу так, чтобы наши нити полностью пропитались клеем.
  • Поднимаем заготовку и в воздухе, зажав пальцами, продолжаем разглаживать.
  • У нас получилась лента из трёх склеенных нитей джута. Гибкой и податливой она будет до тех пор, пока не высохнет клей.

Делим джутовую полоску на четыре части по пять сантиметров. Концы каждой ленточки скрепляем между собой руками и у нас получается заготовка в виде «капельки»,«кольца», «овала». Если мы возьмём и накрутим кончик на карандаш у нас получится «завиток».

Сделать заготовку разной формы вам поможет ваша фантазия и трафарет заготовленного рисунка. В роли трафарета используется любой рисунок. Новичку в этом деле не следует начинать с замысловатых узоров, возьмите рисунок попроще. Если у вас нет особых способностей в рисовании это не страшно. Трафареты можно заимствовать из любых средств массовой информации и перевести их на бумагу любыми известными способами. Наработать навыки работы помогут мастер-классы. Идеи для ваших работ могут подсказать старинные вещи.

Если хотите, чтобы изделие было разноцветное, воспользуйтесь акриловой краской, окрашивать нить необходимо до изготовления поделки. После окраски полностью просушить.

Мастер-класс делаем подставку для салфеток своими руками

Буквально скоро, изящная вещь, выполненная своими руками, будет украшать ваше застолье.

Кроме необходимых материалов, про которые мы уже говорили нам могут понадобиться бусины, стразы, дополнительно украшающие нашу поделку.

Вышиваем брошь вместе Часть 4 I Как оформить задник готовой броши

Мастер-класс заключается в повторении освоения простых фигур из джута.

Первой заготовкой будет простое «колесико». Для его изготовления понадобится лента из 3–4 приклеенных между собой жгутов, которую наматываем в 2–3 слоя на карандаш.

Склеиваем 2 дорожки по 14 колесиков.

Скрепим их параллельно между собой.

Обтягиваем по периметру наши колесики такой же полоской из склеенных нитей 3–4 раза

Устойчивая подножка готова

Стенки также изготавливаем из простых деталей. В основу могут лечь детали в форме S. Длина, форма, изгибы абсолютно произвольны, главное, чтобы было симметрично.

Композиция из завитков, петель в стороны и вверх должна красиво выглядеть и не выходить за рамки основы.

Аналогично делается вторая половинка опоры. В заключение украшается стразами у основания завитков. Аккуратно выполненное изделие повышает класс мастера-умельца.

Мастер-класс по изготовлению подставки для салфеток подошёл к концу, желаем приятного проведения времени над рукоделием.

Джутовые орнаменты великолепно смотрятся на шкатулках. Мастер-класс по этому изделию расскажем в следующей статье.

Изделия из джута, сделанные своими руками, в качестве подарка будут радовать ваших близких. Необыкновенные поделки в вашем обиходе могут появиться от вашего желания и усердия.

Джутовая филигрань: схемы для начинающих с фото и видео

О чем может рассказать мастер-класс по джутовой филиграни своими руками? Прежде всего нужно разобраться, что это такое. Техника джутовой филиграни появилась недавно. Это стиль работы с завитками, жгутом и клеем. Берутся бумажные трафареты, на них выкладывается по контуру жгут, промазанный клеем. Получаются очень красивые вещи.

Для знакомства с этим стилем можно использовать схемы для начинающих. Например, рассмотреть мастер-класс изготовления тарелки.

Декоративная тарелка

Взять любой понравившийся салатник, покрыть пленкой, закрепить и начинать обклеивать завитушками, начиная с дна тарелки. Завитки можно класть произвольно, стараясь соблюдать симметрию, или использовать какие-нибудь понравившиеся рисунки.

Инструменты – ножницы, клей и спица.

Не надо отрезать сразу кусок нитки. Сначала положить рисунок, затем аккуратно маленькими ножницами отрезать и подклеить. Пленка для этого хорошо подходит, так как на нее прекрасно клеится веревка.

Самые основные элементы этого стиля – завитки и петельки, из их чередования получаются красивые узоры.

Внимание! Надо стараться не перекручивать нитку и укладывать ее так, как она разматывается из мотка. В противном случае, она может развернуться после покраски. С клеем надо работать аккуратнее, чтобы его не было слишком много.

Укладывать узоры, как хочется, чтобы они были уложены чаще и плотнее.

Затем надо отделить узор от пленки острым ножиком и вытереть клей. Проклеить разведенным ПВА и покрасить, если хочется. Можно из баллончика или кисточкой.

В итоге получается тарелка, как на фото.

ШЕДЕВРЫ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА Серебро Армении 24.01 часть 2 Филигрань Природные мотивы Геометрия gems

Шкатулка для секретов

В этой технике используется натуральный или окрашенный джут. Если его красят, то обычно акриловыми красками. Есть еще один способ получить джутовый шнур белого цвета без окрашивания – замачивание в хлоре.

Итак, что понадобится для изготовления вот такой чудесной шкатулки.

  1. Джутовый шнур;
  2. Клей – Титан или любой прозрачный;
  3. Листочек в клетку;
  4. Файл;
  5. Большой моток широкого скотча;
  6. Маленькие ножницы;
  7. Шило;
  8. Пинцет.

Взять лист бумаги, поставить на него скотч и обвести карандашом.

Отметить центр круга и засунуть лист в файл.

Капнуть клей в серединку, на файл.

Начать крутить завиток.

Теперь, накручивая нить, надо заполнить весь круг. Затем сделать еще один такой же – это будут дно шкатулки и крышка.

Дойдя до конца будущего дна, жгут не обрезать.

Надо придумать рисунок. Если не приходят в голову свои идеи, можно использовать любые понравившиеся узоры. Нарисовать на листке в клетку полоску с украшениями, меньше ширины скотча на пол сантиметра.

Вырезать эту полоску с узором и скотчем приклеить на катушку.

Поставить скотч на заготовку дна шкатулки, намазать клеем и накрутить несколько рядов шпагата, до узора. Так дно соединяется со шкатулкой.

Отрезать жгут и намотать несколько рядов сверху.

Промазать первую на заготовке завитушку клеем, отрезать кусок веревки наискосок. Длина отрезка зависит от выкладываемой детали узора.

Класть на клей завиточки, один за другим.

Таким образом нужно выложить весь узор. Следить за тем, чтобы верх и низ обязательно соприкасались с ободками.

Затем оставить как следует просохнуть. Высохшую заготовку отделить от скотча – канцелярским ножом пройтись по кругу и вынуть скотч.

Крышка делается так же, как низ шкатулки. Надо поставить скотч и сделать несколько рядов обмотки снизу.

Верх крышки хорошо украсить джутовыми завитушками.

Развести ПВА водой и проклеить шкатулку. Излишки засохшего клея получится убрать раскаленным шилом.

Украсить поделку по своему вкусу. Получается изящная и красивая вещица.

Видео по теме статьи

Здесь можно посмотреть мк изготовления изделий в стиле джутовой филиграни.

Джутовая филигрань

Понятие «филигрань» пришло к нам из латыни, от слов — filum (нить) и granum (зерно). В древние времена золотая, медная или серебряная проволока нарезалась на отдельные тонкие нити, которые скручивались мастерами в различные элементы, и составлялся красивый и сложный орнамент.

Впоследствии приобрел популярность джутовый шнур и веревка, которые производятся из растения семейства липовых, приближенно напоминающего лыко из коры липы. Джут произрастает на востоке — в Индии, Египте, Алжире, Китае, Бангладеш.

Уникальность филигранного мастерства в наше время состоит в том, что мастера используют веревки и нитки из любого материала, которые скручиваются в разнообразные вензельки и закрепляются прозрачным клеем или лаком. Филигранная техника не такая уж и сложная, как может показаться сразу, она близка современному квиллингу — своеобразной бумажной филиграни. Для цветной джутовой филиграни можно покрасить джутовый шнур в разные цвета акриловыми красками.

Схемы узоров

Существует довольно много схем узоров джутовой филиграни. Прежде чем начать работу в этой технике, нужно определить для себя, какой узор лучше использовать. Для начинающих это могут быть самые простые и незатейливые ажурные вензельки, но тщательно и четко прорисованные.

Основные элементы филиграни:

  • кольцо;
  • полукольцо;
  • зубчик;
  • грушка;
  • галочка;
  • огурчик;
  • двойной завиток;
  • змейка;
  • тройник.

Самые простые узоры — это «С» (кольцо, полукольцо) и «S» (змейка), сложение «улиток» и «восьмерок», заполнение контура узора диагональными линиями. В основе любой филигранной работы (плетения) лежат трафареты. Схему узора можно нарисовать самим, полагаясь на свою фантазию, а можно приобрести в любом магазине товаров для рукоделия.

Набросок узора должен быть на белой бумаге (лист формата А4), выполнен черным цветом, четкими линиями и помещен в прозрачный файл. Клеенка файла (или любой полиэтилен) послужит основой трафарета, на которую будут наклеиваться детали будущего изделия. После того как ажурная поделка высохнет, ее легко отделить от клеенчатой основы.

Золотые серьги Chiocсiola

Несложный мастер-класс

Для начала работы нужно приобрести следующие материалы:

Серьги с филигранью для Алеси.

  • джутовая веревка;
  • клей прозрачный (желательно строительный);
  • лист с трафаретом;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • краски акриловые или лак;
  • крем для рук.

Перед началом работы руки желательно смазать любым кремом для рук — это упростит снятие клея с рук. Для того чтобы сделать простую салфетку из джута, необходим шаблон с кружком диаметром 4−6 см и рисунок узора.

Начинать работу нужно с «улиточки». На шаблон, схему для джутовой филиграни (трафарет в файле), наносится небольшое количество клея, и в центре узора размещается свернутая кружком веревочка, слегка прижимается пальцами и обрезается наискосок, кончик аккуратно подклеивается вровень с общей заготовкой. При укладке джутовой нити не нужно перекручивать ее, а располагать так, как она находилась в мотке или бобине. Лучше использовать строительный клей, он придает жесткость будущему каркасу изделия.

Для изготовления ажурной основы по контурам шаблонного узора наносится клей и выкладываются веревочки нужной длины, для этого применяется пинцет. Кусочки веревки выкладываются по внутренним и внешним контурам, а после скрепляются «улитками». Завитки и вензельки можно выполнять по схеме или делать произвольные, декорируя их другими элементами плетения, расположив по своему вкусу и творческим замыслам.

Готовая работа может состоять из нескольких разных частей, которые потом можно собрать в изделия различной сложности. На заключительном этапе работу нужно покрыть клеем ПВА, смешанным с водой в соотношении 1:1. Излишки клея можно убрать мягкой тканью или салфеткой. После заполнения эскиза изделие требует просушки, желательно под прессом, в течение нескольких часов. Когда все заготовки салфетки полностью высохнут, их нужно отделить от файла и склеить между собой.

Пуговица филигранная в древнерусском стиле

Эффектно смотрится джутовая филигрань, выкрашенная акриловыми красками либо покрытая краской из аэрозольного баллончика. Эта салфетка будет особенно хороша в золотом или серебряном цвете. Если не устраивает естественный цвет веревки, то ее на некоторое время можно окунуть в раствор средства «Белизна», что придаст оттенок слоновой кости. Также филигранные поделки могут быть дополнены другими элементами декора — бусинами, стразами, мелкими металлическими колечками и пр., все это также крепится на клей в выбранном эскизе. Можно таким же способом сделать интересные шкатулки, светильники, изящные браслеты и серьги.

Металлическая филигрань

Существует еще один вид филиграни — скань. Это филигрань из металла, от древнерусского «скать» — «свивать». Чаще всего это изделия из серебра, но сканые узоры есть и из золота, меди и других металлов. Серебро и золото мягкие, и умелому мастеру их просто вытянуть в очень тонкие проволочки.

Нарисованный на бумаге эскиз выполняется из таких металлических проволочек и приклеивается на основу. Затем наклеенные детали спаиваются между собой и образуют более крупные элементы. При попадании пламени бумага сгорает, а металлический узор остается. Этот процесс очень кропотливый и требует точного температурного режима.

Для того чтобы метал особенно блестел, детали опускаются в специальный химический раствор, полируются и только потом соединяются. Такая филигрань бывает напайная, ажурная и объемная. В ювелирных украшениях используется в основном ажурно-объемная филигрань (броши, серьги, перстни, браслеты).

Как Сделать Зернь Для Филиграни В Домашних Условиях

В русском языке также существует выражение «филигранная ругань», представляющее собой изощренную, тонкую, отточенную ругань.

Создание филигранного колье из серебра и золота. Часть первая

Сегодня я хочу рассказать о своей новой работе. На данный момент ее еще нет в природе и какой она родится совершенно неведомо, но я постараюсь, чтобы за всем процессом создания было наблюдать, как минимум, интересно, а кому-то может и полезно. Специально для начинающих ювелиров, я постараюсь более подробно освещать некоторые специфические моменты.
Буду я работать в свое удовольствие, без рамок заказа, поэтому выбрал самую любимую для себя тему — колье, филигрань, маки.Традиционная для меня работа, но в этом и суть, мне нужна вещь, презентующая меня как художника и мастера. Как-то вдруг, у меня не осталось в коллекции крупных, сложных украшений, которые можно поставить визитной карточкой на выставочную витрину, а это плохо. И эту пустоту нужно заполнить, чем и займусь.
Основой работы будет филигрань, в типичной для меня манере, с небольшими дополнениями модельного воска и чего-нибудь еще, может быть. Кто ж мне запретит? Эскиз, как обычно, мне служит лишь для того, чтобы показать как Не будет выглядеть работа. Но без кучи набросков никогда не родится что-то стоящее — мозг двигает карандашом, а карандаш, в свою очередь, формирует в голове нужные образы и только такой пинг-понг дает идее созреть, хотя бы до семечка. Прорастать травой она уже будет в металле. В последнее время, мне хочется делать максимально женственные украшения, с минимумом жестких, контрастных фактур, без нарочитой грубости. Видимо, такой и выйдет нынешняя работа, посмотрим. Итак, поехали.

1. Вот то из чего, в основном будет состоять работа — чистое серебро и гранулы бескислородной меди. Все это я смешаю и сделаю серебро 925-й пробы.

2. Плавим металл. 925-я проба серебра, или стерлинговое серебро, имеет лучшие механические свойства, по сравнению с чистым серебром и, следовательно, гораздо более практично в эксплуатации. Это к вопросу — «зачем портить чистое серебро медью?» Затем.

3. Из расплава я получаю несколько вот таких отливок — «пуль». Дальше из них я буду делать проволоку.

4. Отлитые пули прокатываю в ручьях вальцов. Этому динозавру уже скоро 25 лет. Я со счета собьюсь если начну считать сколько килограммов серебра и золота он перекрутил.

5. Периодически металл нужно отжигать, он это любит и становится мягким. Вы к нему с теплом, а он к вам с нежностью.

6. Далее, полученную в вальцах квадратную проволоку, я протягиваю в фильерах до нужных диаметров. В основном, мне потребуется проволока 0,28 мм и немного 0,4 мм.

7. Итог нескольких часов работы. Эту проволоку я буду скручивать на двигателе в несколько нитей, чтобы получить ребристую «веревочку» — основу всей работы.

8. Процесс свивки. Далее, подготовленная веревочка снова пойдет в валы и далее ко мне на верстак за своей новой жизнью.

9. Вот что получилось в итоге. Подготовительные операции отнимают много сил и времени, но если схалтурить, попытаться ускорить процесс, например не отжигать вовремя металл, то результат будет соответствующий. Серебро вам отомстит, оно может потерять пластичность и рассыпаться в руках или при любой деформации работы, или тогда когда вы меньше всего это ждете — в руках покупателя вашего украшения.

10. Прорисованный абрис будущего лепестка наклеиваю «Моментом» на пластину серебра. Можно по разному переносить рисунок на металл, в данном случае мне удобнее и быстрее именно так.

11. Выпиливаю, начиная с внутренних частей.

12.Начинается процесс набора скани. Я решил немного поэкспериментировать. Мне хочется получить эффект сложной и незаметной упорядоченности в фактуре. Надеюсь, все получится.

13. О! Мне нравится промежуточный итог! Конкретно сейчас он мне не нужен, но я обязательно использую такую фактуру в других своих работах.

14. начинаю готовить заготовки для набора листа. Очень нудное, долгое и однообразное занятие. Аудиокнижка не дает уснуть и делает жизнь. сносной.

15. Вот они — убийцы моих нервов. Из этих «запятых» я и буду собирать бОльшую часть своего колье.

16. Тютелька к тютельке идет филигранный набор. Чем не нанотехнологии? Тоже очень долго, но, хотя бы, адреналин вырабатывается постоянно — в каждый момент можно спалить проделанную работу.

17.Первые итоги. Моя довольный. Можно сказать, что эксперимент прошел успешно — в большом ажурном фоне ненавязчиво читается некая структура. Очень хорошо.

18. В этом колье основной упор будет сделан на филигрань, но использование разных технологий в одном изделии, их сочетание, в большинстве случаев, только в плюс всей работе. Обогащаются фактуры и пластика. Поэтому откладываю до времени филигрань и начинаю работу с модельным воском. Поскольку предстоит не очень тонкая работа, то можно воспользоваться не новым куском модельного воска, а сплавить остатки от прошлых работ. Все по закону военного времени — «. ни колоску не пропасть». Логически это мало оправдано, у меня достаточно нового воска, экономически тоже выгоды почти никакой. Просто мне нравится добиваться максимального результата минимальными средствами.

19. Обгрызаю начерно восковую заготовку. Я это делаю ножом для резки резиновых пресс-форм, но можно чем угодно. Воск вообще очень благодарный материал — прощает ошибки и обрабатывается любым инструментом, хоть ногтем.

20. Далее, закрепив заготовку в патроне бормашины, придаю форму как на токарном станке. Опять же, любым инструментом подходящим к ситуации.

21. Получилась очень ровная, точеная форма. Ужас! Аж глаза режет. Надо ее поковырять фрезами и всем, что под руку подвернется. Ну не люблю я правильные формы, что поделать.

22. Начинаю примерять восковые заготовки к филигранному листу. Может что-то прибавить, или убрать нужно.

23. Верхняя часть коробочки будет из золота, поэтому делаю ее отдельной деталью.

24. Тем же способом делаю еще пару коробочек поменьше. Может они мне пригодятся, может нет, пока не знаю. В любом случае они не пропадут.

25. С помощью микроскопа и бормашины наношу фактуру на форму. Отсутствие микроскопа не смертельно, но оооочень желательно. Фактура сделанная с помощь микроскопа и без него отличается как «adidas» и «adibas».

26. Итог работы. После литья поправлю где потребуется фактуры и будет у меня чудесная маковая коробочка. Восковки отправляются в литье, а мне пока нужно продолжать набирать филигрань и собирать бутон.

27. Я не успел подумать что и как делать дальше, а литье уже готово. Ну и чудесно! Проще, когда все перед глазами. Сюда же, как-то пролез персонаж из другой сказки, ну да бог с ним.

28. Почти во всем процесс набора остальных лепестков бутона совпадает с тем как я делал первый лепесток мака, думаю, не имеет смысла повторяться — все тоже самое только в пять раз больше.

29. Но кое что я делаю по другому. Во втором ряду лепестков я решил немного поиграться с фактурами — мне нужно каким-то образом разделить разные уровни работы, чтобы появилась плановость, глубина.

30. Между делом готовлю шарики. Из поддона достаю всяческие остатки и огрызки и на куске угля сплавляю их. На угле сферы получаются более ровные, чем на другой поверхности. По муторности сие занятие соперничает с верчением мелких запятых для филигранной фактуры. С удовольствием буду платить деньги тому, кто будет это делать за меня. Смех смехом, но с осени у меня в мастерской открывается вакансия помощника, так что шлите резюме.

31. Итог многотрудный. Не могу пока сказать, что дополнительная фактура стоила затраченного на нее времени, это будет понятно в дальнейшем. Теперь задача собрать весь этот сухоцвет в живой бутон. А вдруг не соберу?

32. Начинаю гнуть лепестки. Пальцы — самый чуткий инструмент — где нужно надавят, где нужно придержат форму, и все это не повреждая металла.

33. Начинается эквилибристика — легкую тонкую филигрань нужно припаять к массивной сердцевине. Кто паял серебро, тот поймет о чем я — из за высокой теплопроводности серебра локальный нагрев в нужной точке практически невозможен, нужно прогревать равномерно все изделие до рабочей температуры припоя, что-то около 700 градусов, т.е. если мимолетно потерять контроль, детали композиции рассыпятся, в лучшем случае. В худшем, пока прогреваешь главную массу тонкая филигрань сплавится, потому ,что у нее не хватит толщины для равномерного распределения тепла и локально температура повысится выше точки плавления. Часто приходится искусственно отводить тепло от каких-то частей пинцетом.

34. . но я справился. Следующим этапом будет напайка шариков. Это нужно было сделать до соединения лепестков в бутон. Шарики, кроме понятной декоративной функции, создают дополнительные мостики теплопередачи и пережечь изделие становится сложнее, но я прощелкал клювом. Теперь это придется делать с большими усилиями.

35. Итог трудов. Десять дней работы и все готово. Будут еще добавляться мелкие детали, золотая крышечка сверху, что-то будет правится, но основная работа с бутоном закончена. Но это даже не половина всей работы, дальше я буду делать собственно колье, а это просто цветок на нем.

Спасибо за внимание. Окончание работы над колье будет в следующей части.
С уважением, Дмитрий Кузнецов, ювелир.

Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная

Когда-то, в далеком деревенском детстве, я пытался научится делать венки из одуванчиков и у меня ничего не вышло. Из этого я делаю два вывода. Первый — лучше бы в детстве я на стройках кирпичами кидался, имел бы сейчас востребованную строительную специальность. Второй — плести венки из одуванчиков гораздо сложнее, чем то же самое делать из металла, ведь тут у меня все получилось. Колье готово! Я спешу вам показать заключительную часть работы, надеюсь всем будет интересно, а многим и полезно.

Вряд ли можно рассматривать мой рассказ как пошаговый мастер-класс — то что я здесь показываю могут повторить очень немногие и эти немногие сами могут много что показать и рассказать. Но под каждой фотографией я стараюсь максимально четко описать ход моих действий и самое главное — ход моих мыслей, логику происходящего. Т.е. для тех, кто начинает заниматься ювелирным делом, я бы хотел дать, как говориться, не рыбу, но удочку. Имеющий уши, да услышит.

Финальная часть работы над колье «Одуванчики».

Литье прибыло. Все отлично, но проявились две мои существенные ошибки. Первая — система, которую я придумал для гибкой части колье оказалась очень грубой и неподходящей, придется думать что-то еще. Что ж, 1000 рублей расходов и лишний день работы не самая дорогая цена за опыт и проверку идеи. Вторая — вес. Цветоложи получились очень тяжелыми, нужно облегчать.

Листья вышли очень длинными и не влезли в опоку, пришлось разрезать на части. Ничего страшного, когда сделаю шов будет невозможно найти.

Вес этих двух элементов больше 100 грамм, нужно облегчать по максимуму, буду дырявить всю конструкцию, убирать толщины где можно. Ясно что колье это не серьги, шея выдержит и пару килограмм, но важно распределение этого веса и его восприятие — килограмм пуха и килограмм металла это два разных килограмма. С этими элементами я промахнулся. Что ж, ошибки всегда возможны. Но как оказалось, все к лучшему, после облегчения формы и добавления снизу ажура, визуально элементы стали более эффектными.

Сбор частей головки одуванчика. Литье тяжелых деталей сложной формы дает непредсказуемую усадку, это нужно учитывать всегда и всегда оставлять лишнее «мясо» для подгонки.

Соединил половины листьев и пропаял, теперь восстанавливаю фактуру. То что сделано руками в воске, можно сделать и на металле, хотя, конечно, гораздо сложнее и дольше. После восстановления фактуры, шов невозможно найти.

Укрупняю детали. Общий вес конструкции растет и паять становится все труднее, тем более, все конструктивные элементы нужно паять тугоплавким припоем, чтобы в дальнейшем избежать неприятный инцидентов, вроде рассыпавшейся на несколько частей почти готовой работы.

Полуфабрикат колье. Осталось только все красиво соединить между собой. Проще простого!

Поиск формы и сборка на металлическом бюсте. Довольно удобная штука, особенно когда под рукой нет живого тела. Но живое тело почему-то иногда боится киянок, часто бывает полезно постучать, чтобы придать нужную форму.

За общую композицию я пока спокоен, пришла пора взяться за дополнительные элементы. Согласно идее, на колье будут не только распушившиеся одуванчики, но и яркие желтые молодые цветки. Их я буду делать из золота на серебряном основании.

Всё множество соцветия одуванчика я решил делать вот из такого материала — прокатанной шинки разного размера. Молодые одуванчики, как я и говорил, будут из золота, но сначала, чтобы по возможности уберечься от ошибок (золота у меня в обрез) опробую идею на серебре. При всей лаконичности цветка, конструкция для меня неочевидна. У меня есть несколько идей как передать образ, но все они требуют проверки. Начну с самой, на мой взгляд, многообещающей.

Материал нарезаю на заготовки нужного мне размера и.

. спаиваю их попарно.

Далее получившиеся крестики проковываю в одну плоскость и повторно спаиваю. В детали получается уже восемь концов. И так несколько раз, пока не наберется нужная «махровость».

Получился вот такой одуванчик — легко узнаваемый, в меру стилизованный и, что очень важно, технологичный. Учту некоторые моменты и можно приступать к работе с золотом. А этот цветок я пущу на какую-нибудь другую работу, не пропадет.

Собираю золотой одуванчик. Спаять такую лохматую конструкцию чтобы не поплавить концы и чтобы не рассыпались прошлые места пайки очень сложно. Чтобы облегчить задачу до уровня «практически возможно» прибегаю к пайке на общей оси — в центре ярусов сверлю отверстие и надеваю детали на золотую проволоку, по типу пирамидки и пропаиваю уже ось. Зачем это нужно? При нагреве самая высокая температура на тех частях изделия, где хуже всего теплообмен, т.е. на кончиках лепестков, а нужно пропаять середину. Получается, что когда середина соцветия прогреется до рабочей температуры припоя, концы уже сплавятся. А когда я паяю на оси, то я узким пламенем горелки прогреваю центр, держа под контролем температуру на переферии, а при пайке следующего яруса, предыдущие слои не сдвигаются и не рассыпаются.

Завершающий штрих — ставлю центральную группу тычинок, в которых по плану будут стоять желтые сапфиры.

Возвращаюсь к сборке колье. Сложность и объем работы над крупной вещью это не сумма работы над всеми частями эту вещь составляющих. Все гораздо веселее. У серебра самая большая теплопроводность из всех драгметаллов. Есть ювелиры которые просто не могут паять серебро из за этого, хотя с золотом справляются легко. Паяя серебро нужно прогревать всю массу изделия и локально поддерживать чуть более горячую точку на месте пайки, а это непросто, когда масса и площадь изделия большие. Нужны мощная горелка и навык, который приобретается долго и больно, у меня до сих пор часто руки в ожогах.

Основные элементы композиции на месте, осталось поставить второстепенные детали и два самых главных элемента, ради которых все и затевалось — две филигранные головки одуванчика.

Присоединяю филигранный бутон одуванчика ко всей композиции. Дополнительная сложность в очень разных массах деталей. Приходится работать широким, мощным факелом, чтобы прогреть большой вес металла, но при этом не поплавить тонкие перемычки. При работе с серебром, паять что-то массивное к чему-то очень легкому удовольствие из коллекции мазохиста. Но все получилось, в конце концов.

Я говорил ранее, что моя идея цепи для колье не сработала. Буду ее додумывать, а сейчас мне на помощь пришел мой любимый «кнут викингов» — беспроигрышный вариант почти для всех моих работ. Вязанная цепь из одного куска проволоки, а не из звеньев. У этой цепи два достоинства, которые делают ее практически универсальной для большинства моих украшений. Первое — сложная объемная структура, второе — рукодельность, при четком повторяющемся ритме, цепь не выглядит безликой «ctrl-c, ctrl-v».

После плетения нужного отрезка, протягиваю цепь через деревянные фильеры — выровнять и вытянуть. Во время плетения цепь выглядит как кривоватая палка, после протяжки в фильерах — как гибкий шнур или змея.

Припаиваю наконечники на концы цепи и готово. Хоть что-то в нынешней работе традиционное и деланное мной ранее.

Из за больших размеров колье, проблемы возникают на пустом месте. Вот, например — у меня нет посуды в которой бы я смог просто отбелить работу. Приходится опускать ее в кислоту по частям. Раздражающе долго получается.

Та же проблема и при полировке — из за размеров, колье не помещается в галтовке, ну никак! Полируются только крайние точки. Самая большая сложность из за этого, что внутри все приходится выполировывать чем только можно — нитками, зубочистками и т.п. Непредвиденной медитации на несколько часов. Оум.

Последние штрихи — закрепка сапфиров в цветок одуванчика. Все тычинки стоят отдельно друг от друга и соединяются только в центральной части, а при закрепке камней требуется серьезное усилие, чтобы загнуть металл и навалить его на камень.Этим усилием я просто согну и отломаю все тонкие элементы. Чтобы этого не произошло, я фиксирую свой цветок в специальной термопасте. При нагреве в горячей воде или феном она размягчается, а при комнатной температуре вновь становится жесткой и надежно фиксирует в себе все нежные детали. После закрепки я ее вновь нагрею и удалю.

Полировка на станке. Стараюсь не думать, что если колье вырвет, то вместе с переломанными пальцами, которые заживут, я получу трехсотграммовый кусок металла, годный только на переплавку. У меня два раза в жизни вырывало колье на полировальном станке. Один раз я смог спасти работу большим количеством дополнительного труда, во второй раз неделя работы ушла в переплавку — все тонкие элементы были перекручены и разорваны. Это я к тому, что при полировке, каким бы ни был этот процесс механическим и скучным, нужно в любую секунду быть в нем, здесь и сейчас. Любая посторонняя мысль может привести к печали. Но все, хвала Гефесту, обошлось.

Вот и все. Осталось отмыть колье и самому вымыться.

Мне кажется, весна 20-го года запомнится всем нам надолго, хоть мы еще не осознаем, да и не знаем всех последствий которые принес в нашу жизнь этот вирус.

Пусть изначальная идея колье у меня была еще несколько лет назад, та атмосфера, в которой, во многом, делалась работа, не могла не повлиять на весь процесс. Если подумать, что это за атмосфера, то лично для меня — одиночество, а еще алертность, а еще уверенность в том, что там где увянет садовая роза, сорняк всегда прорвется, а что такое одуванчик по сути — неискоренимый сорняк. Хотя розу жалко.

Колье «Весна 2022», а я говорил, что название «Одуванчики» рабочее 🙂

Работа закончена. Я благодарен всем, кто наблюдал за моим рассказом и делился своими эмоциями со мной и с другими зрителями. Живой отклик людей очень важен для будущих работ, он восстанавливает энергию и дает желание двигаться дальше. Ведь дальше все интереснее и интереснее. Здоровья вам, друзья и жизнелюбия!

Птица Счастья — (Часть 3 — заключительная) из полимерной глины