Мастер-класс Создание нэцкэ из бивня мамонта

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Мастер-класс.»Создание скульптуры из бивня мамонта».

В этой статье мы попытаемся показать на примере одной из наших работ основные стадии изготовления скульптуры из бивня мамонта,а так же инструмент и оборудование,необходимые для этого.

Для данной скульптуры мы взяли этот кусок бивня,весом почти килограмм,подходящий по размеру для будущей работы,конечно не самый лучший экземпляр т.к. имеются довольно глубокие трещины,но другого на тот момент не было.Самая крупная трещина почти сквозная,её лучше сразу отколоть при помощи стамески и молотка.

«Весенний ветер» или «Необыкновенная» «Spring Wind» or «Unusual»

Для обрубовки заготовки нужна мощная бормашина,у нас Foredom SR,усиленный наконечник и крупная фреза,желательно,чтобы их было несколько.
Так выглядит рабочее место.

Бивень мамонта обзор. Продать бивень мамонта. Оценить бивень мамонта.

Несколько наконечников,для более удобной работы,микромотор и самодельные «клепики»,сделанные из обычных надфилей для ручной доводки,которые нам понадобятся в конце работы.

Набор боров и фрез на удобной вращающейся подставке.

Наконечники крупным планом.

Фигурки из бивня мамонта делают с помощью бормашины

Вентиляция в виде пылесоса «Minibox EMC» ,который синхронизирован с бормашиной,ну и музыкальное сопровождение!

Фартук с подведённой вытяжкой,значительно уменьшает количество пыли,а её не мало,особенно на первых стадиях работы.Примерно 90% пыли всасывает,крупная стружка остаётся на фартуке,её потом стряхиваем туда же.

Рукоять ножа из бивня мамонта. МФ.

Бормашина Foredom SR и прекрасный вид из окна.

Всё очень компактно,т.к. мы работаем на лоджии 3,5кв.м. на которой каким-то образом удалось поместить всё наше оборудование!

Общий вид мастерской.

Приступаем к работе!

Бивень мамонта. Резьба.

С помощью такой фрезы мы снимаем всё лишнее,рёв бормашины,пылесоса и музыки создают дикую какофонию.

Вот основные фрезы,которые будут применяться на данном этапе.

Берём другой наконечник с фрезой «бутон» и немного смягчаем обрубовку.

Реставрация бивня мамонта для историко-производственного музея АЛРОСА

После этой фрезы,заготовка выглядит так.

Потом берём абразивные насадки и шлифуем всю поверхность,для того,чтобы потом удобней было наносить рисунок.

Получаем такой вот «обмылок».

Ещё один станок «Корвет-50»,с помощью него мы торцуем основание скульптуры.

К нему тоже обязательно должна быть подведена вытяжка.

Примерно так поверхность становится идеально ровная.

Композиция «Кошка и мышь» из бивня мамонта

Теперь наносим рисунок карандашом,обычно мы начинаем резать скульптуру с головы.

Дальше берём микромотор,он работает почти бесшумно и начинаем детальную проработку.

Под микромотор приспособили пластиковую трубу,получилась удобная подставка.

Как отличить Дорогие Фигурки из Кости? | Зуб Кашалота или Клык Моржа?

Обводим основные линии морды кота с помощью «колунчика»,это самодельный бор,заточенный в виде конуса с тремя гранями,в дальнейшей работе он будет очень часто использоваться.

Вот что в результате у нас получается.

Дальше практически вся работа будет вестись с помощью небольших боров «шариков» различного диаметра и «колунчика».

«Шарики» используются диаметром от 9мм до 0.5мм,так же применяются «цилиндры»,»бутоны»,»обратно конусные» боры.

Иногда и крупные фрезы тоже понадобятся.

С помощью «шариков» начинаем прорабатывать морду.

Затем начинаем резать всё остальное.

Подчёркиваем основные линии

И начинаем работать с деталями.

Спустя примерно две недели кот почти готов,остаётся незначительная проработка!

В последний день работы начинаем завершающую стадию,делаем инкрустацию,сначала вставляем глаза,для этого делаем такую заготовку из эбенового дерева.

Для пуговиц точим прямо в наконечнике такую заготовку.

Стачиваем до размера пуговиц.

И приступаем к самой инкрустации,это очень ответственная работа,особенно глаза,незначительная кривизна будет сразу видна,если ошибиться.

Вставляем глаза,зрелище не для слабонервных)))

Теперь начинаем шлифовку.

Для этого мы используем абразивные резиновые круги различной зернистости.Работать ими нужно на низких оборотах бормашины иначе кость будет гореть.

«Клепиками» выравниваем труднодоступные места.

Бивень мамонта — как определить и где купить.

И приступаем к полировке работы,это завершающий этап работы.К станку так же подведена вытяжка.

Ставим свой фирменный логотип.

Работа готова!По высоте она получилась 8,5см,а от заготовки весом 950 грамм осталось только 225 грамм,такой вот расход материала!

Книга «Музыка и поэзия бивня»

Когда короткие подписи к фотографиям с указанием названия работы и её размера по высоте начали разрастаться в пространные комментарии, статьи, мастер-классы, философские размышления, я подумал о систематизации и сохранении нажитого добра и начал переливать накопленные опыт и знания в безразмерные сосуды графомании. Уже в первые годы работы с бивнем обозначилось несколько основных тематических направлений. Если не считать бижутерию и работы по реставрации (нисколько не умаляя их значимости, но лишь из-за их малого удельного веса в общем объёме), то таких направлений три: скульптура, шахматы, и нэцкэ. Конечно, границы между ними нечёткие, но у каждого из них есть свои особенности.
Прежде чем решиться на увесистые фолианты, я издал три тонких альбома, которые выполняли функции портфолио. В первом альбоме была представлена скульптура, во втором шахматы, третий должен был быть посвящён нэцкэ. Но пока дело дошло до третьего альбома в полку работ прибыло, да и нэцкэ мои не были достойны отдельного издания. Третий каталог получился сборным: он включал в себя все три группы, и имел название, унаследованное будущим многотомником, который я сейчас и представляю вам, дорогие читатели.
Едва ознакомившись с программой вёрстки, я ощутил радость этого процесса. Фотографии, рисунки и тексты выполняли мои команды. Здесь царили порядок и послушание, в отличие от интернетовской анархии. Вёрстка каждой страницы требовала такого же кропотливого труда и внимания, как создание работы из бивня. Вышедшие в свет один за другим три тонких каталога, переполнили, однако, несколько толстых шкафов и тумбочек в квартире и в мастерской.
Шли годы, навыки и знания прибывали, требуя нового, более объёмного хранилища, чем каталоги.

Цикл книг «Музыка и поэзия бивня» в твёрдом переплёте – это уже не меню и не реклама. Это попытка общения со всем миром, попытка совершенствования с помощью такого общения и своего мира и, как бы высокомерно это не звучало, окружающего, который состоит из наших отдельных миров. Эти книги содержат много личного, потому что личная жизнь и работа сплелись неразрывно. Книги автобиографичны, и их построение подчинено хронологической последовательности. Разумеется, все три направления переплетаются во времени. Поэтому, чтобы всё же как-то разделить, показать своеобразие «текстуры» каждого тематического слоя,я написал небольшие статьи: «О шахматах» и «О скульптуре», а нэцкэ и окимоно вообще представил одним блоком с нарушением хронологии, потому что в отличие от скульптуры и шахматных партий, мои нэцкэ (большей частью это копии) не являются отражением каких-то жизненных событий. Окончание раздела нэцкэ наглядно показывает размытость границ между всеми тремя тематическими ответвлениями.
Ещё в начале обучения я мечтал об интерьерной скульптуре — больших фигурах, размеры которых позволяют полнее раскрывать характер персонажа за счёт более тонкой детализации, особенно, лиц и кистей рук. Мечта сбылась. Но так сложилось, что более востребованными оказались шахматные наборы, и львиная доля времени была посвящена именно им. Со временем, я и сам понял, что в шахматных сценических композициях из 32-х фигур скрыты неисчерпаемые возможности для воплощения любой темы. В связи с этим в книге шахматы являются не только опорными столпами, и ступенями моего развития, но становятся в конце книги важным элементом в фантастическом сценарии об обществе будущего.

Нэцкэ по-пермски

Я начал верстать книгу. Её «каркасом» стали материалы сайта. Книга быстро всходила на философских дрожжах, выросла до размера четырёхтомника и стала походить на достигающего критического веса поросёнка, которым уже в облике консервированной свинины можно было бы спасти семью от голодной смерти в непредсказуемом будущем. Очень скоро, пришедшие на смену духовным поискам, меркантильные мысли-галлюциногены вспышками освещали затемнённое завтра. Там, за выездом из мрачного тоннеля мои потомки купались в лучах моей славы и Нобелевской премии, потому что Книга в разыгравшемся воображении была уже не просто книгой, а Путеводителем, Инструкцией по спасению планеты и человечества! Но когда же она будет закончена? Когда будет издана, и будет ли издана вообще? А если, пока я её пишу, человечество спасут без меня? Корысть и тщеславие поставили меня перед тяжёлым выбором, как ту обезьяну, которая при сортировке животных на красивых и умных воскликнула: «Что же мне, разорваться?» Значит, сайт трогать нельзя?
Однако кто же купит книгу, если всё её содержимое выложено в Сети? Определённые надежды сохранялись. Запах типографской краски, живое перелистывание страниц, способность книги принадлежать владельцу, стоять в шкафу или быть подарком. Сайт может быть изменён, книга же остаётся такой, как её напечатали. Критическим недостатком электронного издания я считаю невозможность обеспечения заданного размера страницы. То есть книга формата А-4 не должна воспроизводиться ни на айфоне, ни на любом другом экране, не вмещающим две страницы А-4. Чтобы не терять деталировку и не нарушать гармонию разворотов. Ну нельзя же смотреть картину половинками! Интернет – это прямая трансляция, присутствие, книга – это художественная фотография, скорее даже, живописная картина, археологическая раскопка и, если

угодно, миф, в котором, даже несмотря на самое изощрённое враньё, часто бывает больше достоверной информации, чем в прямом репортаже.
Неумолимо надвигалось решение сделать сокращённый, чисто коммерческий вариант сайта. Но как же я мог купировать повествование, в котором каждая фраза давалась с таким трудом, мучительно конструировались логические связи, как бивни, вымывались из мёрзлого грунта словарного запаса нужные эпитеты?
После долгих мучений и экспериментов с сайтом я всё же принял тяжёлое решение: не обесценивать будущее типографское издание и сделать сайт коммерческим объектом. Я сократил тексты, убрал всё личное, оставив лишь небольшие комментарии и интригу для книги.
Чтобы не произошло полного «осушения» творческого начала ресурса, на сайте размещены видеоклипы, которые, надеюсь, несколько сгладят последствия беспощадной реконструкции.
В 2022 г. я закончил четырёхтомник и отпечатал в типографии несколько экземпляров – сейчас цифровая печать позволяет издавать книги малыми и даже единичными тиражами по приемлемым ценам. На «офсет» я не пошёл не столько по материальным соображениям, сколько из-за отсутствия площади для хранения книг в квартире, ведь ажиотажа пока нет, а 500 экземпляров это около трёх тонн книг. Если будет спрос, обязательно отпечатаю, цена будет ниже.
Покупателям моих работ я предлагаю четырёхтомник бесплатно, а жаждущим прочесть книгу без покупки работ – заказываю в типографии один экземпляр с индивидуальным текстом-пожеланием для будущего обладателя.
А сейчас, уважаемые почитатели резьбы по бивню мамонта, вашему вниманию представляются 4 тома из цикла «Музыка и поэзия бивня», а также цены и способы оплаты и доставки.

Анонс четырёхтомника «Музыка и поэзия бивня».
Книга первая. «Фрезой я вспахиваю душу»

Эта книга – необычная. Альбом авторских работ из бивня мамонта. Методическое пособие для резчиков по кости. Сборник искусствоведческих эссе. Летопись. Трибьют родным, учителям и друзьям художника. Философский трактат. И даже – романтическая Утопия, или, как автор иронично её называет, «Путеводитель, Инструкция по спасению планеты и человечества». Главы книги – не главы – это субстанции повествования.
Иосиф Эпштейн – без преувеличения, живой классик миниатюры из бивня мамонта. Его талант не знает берегов, и книга тому подтверждение. Сольную партию сделали авторские работы (все они музейного уровня), а художественная проза, стихотворения и рисунки оформили интереснейшее произведение. Прекрасный слог, добрый юмор и аллегории, воспоминания, вопросы, терзания и сомнения, проекты и прожекты автора удерживают внимание читателя на протяжении всего творческого путешествия.
Автор выбирал: книга или сайт? (Кто нынче читает книги?) Пару лет назад он советовался по этому вопросу и со мной, заядлым сайтостроителем. И только сейчас, прочитав всю его рукопись, я осознал две вещи. Если сайт создает владельцу массу обязательств и требует обслуживания, то книга самодостаточна и неприхотлива. И главное: сайты смертны, а книга есть продолжение жизни. Значит, в добрый путь!

Олег Смирнов,
основатель международного клуба резчиков по дереву, кости и камню
rezbaderevo.ru

Четырёхтомный цикл «Музыка и поэзия бивня» – автобиографическая
фотолетопись известного украинского мастера Иосифа Эпштейна,
автора скульптурных композиций и шахматных наборов из уникального реликтового материала – бивня мамонта.
Работы мастера хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира.
Автор приобщает читателя к искусству резной кости, к творческому мышлению,
делится своими самыми сокровенными мыслями.
Первая книга «Фрезой я вспахиваю душу» охватывает период 1987–2003 гг.
Обстоятельства вынуждают автора оставить профессиональную деятельность
инженера-конструктора. Он осваивает новую для себя профессию скульптора,
не имея ни опыта, ни образования.
Книга посвящена жене автора Ларисе Колесниченко.

Формат А-4, цифровая полноцветная печать, бумага 150 г/м2, 204 стр.
Тираж: на заказ от 1 экземпляра.
Цена тома: $37
Оплата на карту «Приватбанка» в гривнях по курсу или наличными.
Доставка почтой, Новой почтой, самовывозом
Звоните по телефону, указанному в разделе «Контакты»

Книга вторая. «Спирали Равеля»

Книг о резьбе по кости и, в частности, по бивню мамонта не так уж много, если не сказать очень мало. Тем более с таким огромным количеством профессиональных работ и уникального учебного материала, как в представляемом цикле «Музыка и поэзия бивня».
Вторая книга четырёхтомного издания (творческий период 2003–2008 гг) – ещё один виток на пути совместного проникновения автора и читателя в волшебный мир искусства резьбы по мамонтовой кости,ещё один виток спирали на пути постижения истины.
«Вот и встретились два моих взгляда в сказочную страну: восторженно-романтический, плывущий, как горячий воздух над летним шоссе, взгляд в молодость – на стройку века в якутских сопках,и сегодняшний, алчный взгляд в недра Якутии, а ныне Республики Саха, на благородный материал, напоённый ароматом древности, излучающий внутреннюю теплоту, но ставший теперь предметом холодного и небезопасного бизнеса.
С 2006 г. я начал осваивать новую технологию: совмещение фрагментов бивня контрастных цветовых оттенков. Эта техника, а также сочетание бивня с другими благородными материалами – своего рода защита уникальных изделий от копирования на промышленном оборудовании.
В этой книге, дорогие друзья, я хочу не только показать свои новые работы, но и поделиться размышлениями, которые, как правило, сопровождают процесс изготовления, являясь его питательной средой.
Вторая книга – виток спирали между двумя шахматными партиями на одну и ту же тему: «Восстание Спартака». Каждому художнику свойственно возвращаться к старым темам, которые были реализованы с робостью «первой встречи». Новый подход, когда ты чувствуешь бОльшую уверенность и свободу, обещает исправление недостатков, более высокий технический уровень, бОльшую выразительность и глубину эмоций. Хочется, чтобы витки моей спирали виделись восходящими.»

Формат А-4, цифровая полноцветная печать, бумага 150 г/м2, 228 стр.
Тираж: на заказ от 1 экземпляра.
Цена тома: $41
Оплата на карту «Приватбанка» в гривнях по курсу или наличными.
Доставка почтой, Новой почтой, самовывозом
Звоните по телефону, указанному в разделе «Контакты»

Книга третья. «Железные врата золотой середины»

«. мой караван покинул Италию. Разорванные Спартаком цепи рабства были реставрированы и наброшены на звёздочки вращающихся валов. Движение началось. Я приступил к эскизированию первого шахматного гарнитура со столом-трансформером на тему «Зазеркалье – Страна Чудес», навеянную парадоксальной литературой Льюиса Кэрролла.»
«. поступил большой заказ. Тема – Отечественная война 1812 года.
Я не представлял, как для столь известной темы найти какую-то свою драматургию. Тревожило также разнообразие униформы, у каждой пуговицы которой несли патриотическую вахту огнедышащие блюстители-наполеонисты. Со всем неистовством бескорыстного энтузиазма, хотя и каждый по своим правилам, они охраняли точность исторических фактов, униформы и всей атрибутики той эпохи. При первых же «погружениях» в материал через Интернет я попадал, пока в качестве наблюдателя, на кровожадные форумы, где стаи голодных акул-наполеонистов рвали в куски даже очень опытных скульпторов, пытавшихся прикоснуться к 1812 году.
. Если для специалистов небольшое отклонение в покрое или количестве пуговиц очевидно и несовместимо с жизнью художника, «покусившегося» на святое, то для большинства зрителей французская и русская униформы вообще мало отличимы. Разве что по цветовой гамме, которую бивень мамонта при всей своей сказочной палитре красок обеспечить не мог. »

В книге «Железные врата золотой середины», третьей из цикла «Музыка и поэзия бивня», вы увидите:
– композиции из бивня мамонта в техниках комбинирования с другими благородными материалами,
– два уникальных шахматных проекта при участии таких блистательных мастеров как Александр Коняев, Руслан Ярема, Владимир Русинов, Святослав Коштелянчук и Сергей Цехановский,
– два мастер класса.
В книге много материалов, посвящённых технике и философии резьбы по бивню мамонта, ценные рекомендации по созданию рабочего места резчика по кости, а также откровения автора в вопросах Вселенной и Человечества.
Книга посвящена учителю автора, выдающемуся человеку и превосходному мастеру – Давиду Фриду

Формат А-4, цифровая полноцветная печать, бумага 150 г/м2, 220 стр.
Тираж: на заказ от 1 экземпляра.
Цена тома: $40
Оплата на карту «Приватбанка» в гривнях по курсу или наличными.
Доставка почтой, Новой почтой, самовывозом
Звоните по телефону, указанному в разделе «Контакты»

Книга четвёртая. «Выбор»

«Всё происходящее и вокруг, и внутри нас – бесконечная цепочка выборов, – от решений невидимых программистов в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты до галактических разборок во Вселенной. Кто мы в этом огромном древе бесчисленных разветвлений: зелёные листочки, способствующие развитию ветвей и вызреванию плодов, или зелёные гусеницы, маскирующиеся под листики, чтобы всё сожрать? Парадоксально, но факт – для жизни древа нужны и те, и другие.
О каком выборе эта книга? Профессия, образ жизни, идеология, место жительства, научная гипотеза? Нет, как ни странно предметом размышлений стала моя мечта. Та самая, которая владела мной многие годы, из-за которой я стремился стать замеченным и быть услышанным.
Мечту не выбирают, её загадывают, предаваясь власти сил небесных. Но если загадав, ты начинаешь идти к осуществлению мечты, она становится выбранной целью. Ты летишь к этой цели, постепенно трансформируясь в собственном сознании из птицы счастья и свободы сначала в острую стрелу, затем в разрушительный артиллерийский снаряд, вырастающий в ракету с ядерной боеголовкой, и наконец, в гигантский астероид. Это происходит потому, что приближаясь к цели, ты начинаешь различать детали. Их много, они сплетены в логические узлы и совсем не ждут тебя, чужого, чтобы ты враз разрубил их мечом невежества.»

«Выбор» – заключительная книга из цикла «Музыка и поэзия бивня» известного украинского мастера, скульптора по бивню мамонта – Иосифа Эпштейна. В ней вы увидите самые сложные и самые грандиозные композиции из творческой галереи художника: шахматный гарнитур «Мистерия Вакха»,
выполненный в соавторстве с Русланом Яремой (стол) и Сергеем Цехановским
(ювелирные работы), а также две композиции «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя и дерзкая идея возведения прибрежного парка в честь великого писателя с плавающими в море гигантскими скульптурными композициями, погружающимися под воду во время шторма.
В этом томе также размещён большой блок стереоизображений.
Как и все предыдущие, книга насыщена авторскими откровениями, и фантастическими замыслами.
Четырёхтомная фотолетопись завершается проектом сценария к фильму о бескровном социальном перевороте, об обществе будушего, фундаментальными составляющими которого являются уважение и любовь.
Книга посвящена родителям автора: Софие Яковлевне и Уриэлю Иосифовичу.

Формат А-4, цифровая полноцветная печать, бумага 150 г/м2, 208 стр.
Тираж: на заказ от 1 экземпляра.
Цена тома: $38
Оплата на карту «Приватбанка» в гривнях по курсу или наличными.
Доставка почтой, Новой почтой, самовывозом
Звоните по телефону, указанному в разделе «Контакты»

Резьба по кости: драгоценные изделия из уникального материала

Истоки традиций современного искусства резьбы по кости теряются в глубине тысячелетий. Сегодня не представляется возможным достоверно установить, как давно человек впервые взял в руки звериную кость, каменный резец и попробовал процарапать изображение.

И хотя инструмент для резьбы по кости с тех незапамятных пор изменился до неузнаваемости, принцип создания произведений искусства из прочного, красивого и доступного природного материала остался прежним.

Художественная резьба по кости практикуется всеми народами Земли, но лишь некоторые из них достигли подлинного совершенства, и сумели ремесло превратить в искусство.

Бивень мамонта резьба по кости и дереву

Китай: шар в шаре – работа демона или человека?

Китайские резчики по кости придерживаются принципа максимального усложнения конструкции изделия – и благодаря этому славятся на весь мир. Квинтэссенцией мастерства резьбы по кости в Китае вот уже более тысячи лет считается умение вырезать из цельной заготовки многослойный ажурный шар.

Первым из сохранившихся до наших дней является трехслойный шар из слоновой кости, за сложность изготовления прозванный «работой демона», и давший это название технике «шар в шаре».

Драгоценные нэцкэ Японии

Миниатюрная скульптура нэцкэ – настоящая жемчужина всякой коллекции. И хотя художественная резьба по кости в Японии радует ценителей великолепными окимоно – статуэтками, иллюстрирующими мифы, жизнь, быт – именно нэцкэ стало визитной карточкой японского костерезного искусства.

Камея из бивня мамонта. Mammoth tusk cameo

В условиях современности, когда официальные поставки слоновой кости оказались под запретом, нэцке из бивня мамонта стали главной продукцией дальневосточных мастеров. Фигурки зверей, мифологических и исторических персонажей, создаваемые в наше время, поражают мельчайшей деталировкой. Узорчатая фактура ткани, живая мимика лиц, динамика и пластичность свойственны лучшим нэцкэ, изготовленным в наши дни.

Чукотская резьба по кости

Гравированные на моржовых клыках рисунки, выточенные из кости фигурки людей и животных прочно ассоциируются у нас с национальным искусством народов Севера. Чукотская резьба по кости отличается узнаваемым своеобразием. Уникальность цветной гравировки, неразрывное единство условности и достоверности скульптурных изображений северных животных создали громкую славу чукотским произведениям искусства.

Совершенство пластики, музыкальная плавность формы чукотских резных изделий из кости заставляют ценителей прекрасного восторгаться произведениями искусства этого северного народа.

Индия – страна слоновой кости

Резьба по слоновой кости в Индии имеет давние и славные традиции. Фантастической красоты статуэтки, созданные мастерами прошлого, ценятся на уровне ювелирных изделий из самых драгоценных материалов. Аккуратно и неторопливо удаляя лишние наслоения материала, индийцы способны превратить отрезок слоновьего бивня в Шиву, танцующего вместе с женой своей Дэви.

Актуальный ныне запрет на добычу слоновой кости усложнил существование индийских резчиков. Сегодня резьба по кости в Индии потихоньку угасает.

Мастер резьбы по кости Денис Ксенофонтов

Тобольские умельцы родом из Швеции и Польши

Зарождение тобольских костерезных промыслов документировано. Тобольская резьба по кости берет начало в 1721-м году, когда здесь были поселены пленные офицеры шведской армии. Получив возможность заниматься ремеслами, шведы принялись за изготовления точеных табакерок. Стильные вещицы мгновенно обрели популярность у местной аристократии, и скоро стали востребованными в столицах.

Резьба по кости. Цветок из бивня мамонта. Ivory flower carving.

Примерно через сто лет в город были сосланы мятежные поляки. Ссыльные расширили ассортимент изделий костерезного промысла, начав вытачивать распятия, образа, фигурки Мадонны и Святого семейства. С тех пор рельефная резьба по кости стала визитной карточкой тобольских мастеров.

Гладкая, с превеликим тщанием отшлифованная и отполированная поверхность миниатюрной скульптуры из кости мамонта создает поразительную иллюзию внутреннего свечения фигурки. Скульптурные композиции, создаваемые современными резчиками в Тобольске, посвящены, как правило, северной тематике. Противоборство человека силам стихии, неповторимая красота животного мира, драматические сценки из жизни северян – вот главные сюжеты тобольских костерезов.

Холмогорская школа резьбы по кости

Тысячу лет назад, во времена Новгородской Руси, костяными предметами пользовались и стар, и млад. Именно из Новгорода пришла в Холмогоры резьба по кости. Берега Северной Двины и Белого моря давали достаточное количество материала для резчиков. Торговые суда, ходившие отсюда в Европу, обеспечивали не только гарантированный сбыт искусных поделок, но и поступление свежих идей.

Петровскую эпоху принято считать периодом наивысшего расцвета резьбы по кости и дереву в Холмогорах. Умелая обработка кости мамонта, освоенная холмогорскими резчиками начала ΧVΙΙΙ века, дала возможность возникновения настоящих шедевров.

Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, три века назад выполненные в технике ажурной холмогорской резьбы по кости. Немалый интерес представляют и выточенные на токарных станках шахматы. Абстрактные фигуры вращения, сложные в изготовлении даже для опытных мастеров, украшены прихотливыми вензелями резных узоров, рельефными деталями, сдержанной тонировкой.

Славится резьба по кости холмогорская и в наше время. Современные шахматы из бивня мамонта ни в прихотливости форм, ни в виртуозности обработки не уступают шедеврам былых времен.

Хотьковский промысел

Самые знаменитые династии хотьковских (Сергиево-Посадский район Московской области) резчиков насчитывают по нескольку веков творчества. Начав когда-то работать с древесиной, мастера прошлого впитали нарождающиеся традиции резьбы по кости Холмогор.

Мастер класс Резьба по бивню мамомта

Увлеченность техникой ажурной резьбы создала хотьковцам славу непревзойденных умельцев сотворения многослойных композиций. Затейливый растительный орнамент, «травки», цветы, переплетения облиственных ветвей как нельзя лучше удаются хотьковским мастерам.

Токарная резьба шара из бивня мамонта

В ремесленные традиции Хотьково плотно вошла искусная обработка кости для резьбы икон, панагий, наперсных крестов. Цветовые различия в слоях кости позволяют художникам придавать зримую объемность вырезаемым изображениям.
Логическим итогом творческих исканий хотьковцев стало создание «экранов» — скульптурных композиций с фигурной группой на первом плане и резным рельефным фоном.

Клонирование мамонтов

Существует ли возможность обитания мамонтов в современном мире? В последнее время достаточно активно развивается вопрос о возрождении мамонтов, а именно их клонировании.

Сегодня клонирование мамонтов находится лишь на раннем этапе разработки, это связано с тем, что туши хранились длительное время в мерзлоте, ДНК подвергалось фрагментации и разрушению бактериями. Теоретически клонирование вымерших животных реально, но для этого необходимо найти живую клетку. Ученые занимаются поисками не разрушенного ядра клетки с ДНК, некоторые из них с твердой уверенностью заявляют, что через несколько лет шерстистые млекопитающие возродятся.

Идея клонирования мамонта предполагает извлечение ядра клетки из кожи, или мышечной ткани сохранившейся в мерзлоте туши доисторического гиганта. Полученную микрочастицу поместят в яйцеклетку африканской слонихи. Яйцеклетка с ядром клетки мамонта будет вынашиваться суррогатной матерью — слонихой, и через 600 дней появится неполный клон, а существо подобное мамонту, гибрид «mammophant», который ранее не существовал в природе, он получит название «мамослон».

Идея клонировать мамонта имеет и другой путь — искусственное создание ДНК, для этого потребуется взять геном современного слона, и выработать из него геном мамонта. Осуществить такую методику чрезвычайно сложно, т.к в геноме слона необходимо провести все мутации которым подвергался геном мамонта. Геном мамонта сегодня остается неизученным до конца. Научные деятели утверждают, что для воплощения данной методики потребуются десятилетия.

МАМОНТ не ПРОБЕГАЛ??? Делаем кольцо из бивня мамонта

Допустим, все же получится воссоздать мамонтенка, появятся и другие сложности, например со вскармливанием полученного детеныша, т.к у него свои особенности микрофлоры кишечника, и современная микросреда может ему навредить. Допуская теорию клонирования вымерших млекопитающих появляется, ряд неразрешенных факторов которые следует разгадать. Разгадка последовательной цепочки позволит ученым сделать множество открытий, и принесет пользу современной науке.

Существует предположение, что мамонты стали решающим фактором экозащиты. В 2022 году была найдена туша мамонта, мышцы, часть скелета, и жидкость похожая на кровь. При вскрытии туши ученые обнаружили образцы фекалий и установили, что мамонты питались травой и цветами. Найденные образцы переработанной пищи были обогащены семенами. Впоследствии ученые предположили, что навоз помогал поддерживать экосистему травяных угодий. Когда стада мамонтов исчезли с земли, поля превратились в мшистую арктическую тундру, температура повышалась, и мхи гнили выделяя газ метан создающий парниковый эффект. Вероятно, возможность клонирования животного поможет наладить экосистему тундры, и бороться с глобальным потеплением.

Быстрое развитие технологий свидетельствует о том, что мамонтята скоро появятся, всего за несколько лет ученые продвинулись от идеи к технологиям. Если технология клонирования позволит возродить мамонта, это станет высшей степенью в технологии клонирования. Сегодня ученые могут рассказать по найденным останкам историю жизни одного мамонта, который существовал множество тысячелетий назад.

Нэцкэ мастера единоборств Валерия Боровкова

История резных икон

На сегодняшний день существует множество разнообразных техник изготовления икон. Написанные на доске, фрески, вышитые, мозаичные, литые, и некоторые другие.

Делаем резную трость «Орёл»

В этот раз будем делать резную трость с резным шафтом и рукоятью в виде орла.

Всё начинается с пластилина и эскиза, лепим модель. Эскизом может быть любое фото. В моём случае мне выслали эскиз на почту.

Подбираем подходящий материал (берёза) и склеиваем необходимый размер массива.

Склеиваем, зажимаем струбцинами и оставляем в таком состоянии на сутки сохнуть. Беремся за шафт. Точим его на токарном станке, материал берёза. Шафт будет резным поэтому заранее продумал рельеф и геометрию шафта. Также сразу протачивается на конце шафта углубление по внутреннему диаметру кольца для наконечника.

Шафт готов, наносим разметку.

Берём стамески, косячки и начинаем преображать шафт.

Резьбу начинаю с лепестков. Не забывая о Т.Б. Резать на цилиндре сложнее чем на плоскости, да и диаметр очень мал. Зазеваешься и нож соскочит.

С листиками всё. Подчистили где это требуется. Вырезаем винт.

Вырезали, пока отложили в сторону шафт. Возвращаемся к рукояти. Обрисовали контур и выпиливаем заготовку.

Нам нужно будет соединить шафт с рукоятью, для этого мы берём саморез-глухарь.

Обрезаем нужной длинны. Сверлим отверстие нужного диаметра (по центру) в рукояти где будет соединяться шафт. И вклеиваем глухарь на клей эпоксидный. Расклиниваем зубочистками глухарь чтобы он стоял строго перпендикулярно по отношению к рукояти.

Оставляем сохнуть. А пока шлифуем шафт.

Рукоять готова, начинаем черновую обработку стамесками и гравёром.

Давим ещё малость.

Теперь стамесочками и косяками делаем деталировку.

Прорезаем глаза и шлифуем наждачкой 80-кой.

Берём игольчатый бор.

И погружая на 1-2 мм в дерево делаем зигзаги, волны на голове орла.

Меняем бор на алмазную шарошку 1-2 мм диаметром.

И проходим шарошкой по насечкам.

Создание розы из бивня мамонта

Проверяем как садится шафт. Если нужно подгоняем и шлифуем до финиша.

Делаем наконечник. Отрезаем нужной длинны латунную трубку, шлифуем торцы, края. Полируем паста гой.

Вырезаем резинку, формуем на шлиф машинке.

Вставка. Чёрное дерево в бивень мамонта. Insert. Ebony into a mammoth tusk.

Проверяем как всё садится на трость. Если все отлично!

Наводим порядок, убираем инструмент, пыль. Уходим на покраску. Красим, тонируем, лакируем.