Мастер-класс Украшаем шкатулку лаковой миниатюрой «Снегурочка»

Украшаем шкатулку лаковой миниатюрой «Снегурочка»

Федоскино — один из четырех прославленных центров русских художественных лаков, старейший народный промысел, основанный в конце XVIII в., получивший мировую известность.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки-внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками, поэтому в основном ее одежду изображают в сине- голубой и белой гамме цветов.

Нам понадобится:

Кисти (синтетика) № 00-3 — основной элемент в данном технологическом процессе. Ими производится роспись изделия.

Кисти (белка) № 2-6 — для флейцевания.

Кисть синтетическая плоская № 20 — для лакирования изделия.

Само изделие (шкатулка).

Шкатулка СЕРДЦЕ из имбирного печенья. Мастер-класс

Масляная краска — для росписи изделия.

Масло — для росписи изделия.

Золотая и серебряная паста.

Лак ПФ — 283 (масляный) — для припороха изделия.

Лак Синтеко — для лакировки изделия.

Шкатулка своими руками. 4 варианта / DIY

Перламутр (можно любой), в моем мастер-классе я использую листовой.

Поксипол для инкрустации перламутра.

Набор инструментов (резаков).

Скипидар — для промывания кисти после лака.

Полироль автомобильная — для полирования изделия.

Тазик, тройник.скипидар (для имитации).

Для начала нужно вытащить из креплений шкатулки железный шарнир. Для того что бы было удобно подготавливать корпус шкатулки к началу работы для дальнейшей живописи и лакировки изделия.

Корпус шкатулки следует прошлифовать наждачной бумагой до матовой поверхности. Используют мелкозернистую наждачную бумагу, дабы не поцарапать поверхность изделия.

Для того что бы врезать перламутр необходимо перевести рисунок на кальку, приложить к поверхности изделия и наметить места в которых предполагается декорирование перламутром. В данном случае перламутр будет вставлен в перчатку и помпоны на шапке фигуры.

Для начала нужно отрезать кусочки, (вставки перламутра), понадобится: тонкий лист перламутра, размер перчатки помпонов и ножницы.

Перламутр довольно хрупкий материал, но, врезанный в поверхность изделия, он становится почти неуязвимым.

После того вставки перламутра отрезаны следует приложить их к поверхности изделия, что бы убедиться в том, что все правильно отрезано и намечено.

Положите вставки на предполагаемые места для декорирования и крепко прижмите их. Острым кончиком резака обведите вставку со всех сторон, чтобы на поверхности шкатулки появились хорошо заметные царапины.

Набор ножей для врезания перламутра в шкатулку. 13 сменных лезвий, 3 ручки. Все это в специальной пластмассовой коробке.

Прорезаем поверхность шкатулки по намеченным царапинам:

Вкладываем вставку в выемку.

Далее нам понадобиться клей двухкомпонентный Poxipol. Промазываем клеем углубление и вставляем перламутр. Время высыхания 10-15 минут.

Лишний клей можно убрать наждачкой.

Выравниваем поверхность шкатулки лаком Синтеко, 3-4 слоя с просушкой между слоями.

Матируем наждачной бумагой.

Покрываем лаком ПФ283, ждем несколько часов пока подсохнет ( но не полностью) и наносим серебрянку.

Переносим рисунок на кальку. Калька накладывается на рисунок и с помощью карандаша обводятся все детали: фигура, деревья, птицы, белка. Если рисунок через кальку видно не четко- то можно немного промаслить кальку, она станет более прозрачной. После того как рисунок перенесен на кальку ее следует перевернуть той стороной где нет карандаша и загрунтовываем сквозной масляной краской (индиго или голубая «фц») в тех места где есть рисунок. Закрашенная сторона кальки прикладывается на поверхность шкатулки так, что бы крепежи были слева, а рисунок был посередине поверхности шкатулки. Рисунок должен смотреться гармонично на поверхности шкатулки, он не должен быть слишком смещен вправо или лево. Переносим рисунок на поверхность.

Следующий этап называется замалевок. В замалевке фиксируется основное цветовое решение, общие объемы, накладываются общие формы. Берем серебряную и золотую пасту, сквозные масляные краски намешиваем нужный цвет и лессируем фон. Прописываем елку, деревья и одежду у снегурочки. Вписываем фигуру в фон. Мех на одежде, лицо, руку, белочку пишем плотными масляными красками.

Границы света и тени следует немножко расфлейцивать, что бы они приобрели более холодные оттенки. Получается мягкий переход от света к тени, что и дает ощущение объемности формы во всех элементах, характерное именно для миниатюры Федоскино.

После того как замалевок написан ему нужно полностью просохнуть несколько дней в теплом помещении или в сушильной печи. Как только краски станут сухими и не будут смазываться и прилипать к пальцам, изделие покрывают в 3-4 слоя лаком Синтеко (лак сохнет 20 минут).

На прошлифованной поверхности шкатулки нужно сделать имитацию для объединения всех написанных деталей.

Для данной имитации понадобятся: масляные краски, разбавитель тройник, масло льняное, тазик с водой и лак ПФ 283. Берем масляную краску и выдавливаем ее в крышечку, в нее добавляем каплю лака и немного разбавителя — тройник. Разведенная краска капается в воду и тонким черенком кисточки делаем рисунок на воде. В получившийся рисунок на воде макается корпус шкатулки.

Лишние участки там где не нужна имитация следует протереть ватной палочкой. Протираем лицо, руки, белочку, косы, пояс и перчатку с перламутром.

После этого изделие нужно оставить в теплом помещении до полного высыхания имитации.

Сухое изделие надо покрыть лаком в несколько слоев с просушкой и шлифовкой для того, что бы ни повредить данную имитацию.

В шапку, серьги Снегурочки и в веточки с травкой нужно подклеить золотую поталь. Для этого нам понадобится лак ПФ 283 масляный смешанный со скипидаром, две кисточки одна для нанесения лака другая для прибивания потали к поверхности шкатулки, ножницы, фотография оригинала работы и конечно же сама золотая поталь.

Наносим лак на те участки, где планируем подклеить золотую поталь.

Ждем несколько минут пока лак станет на отлип и наносим поталь. Время высыхания на отлип — это время, через которое к лаку перестает прилипать пыль и мелкий мусор.

Ждем минут 20-30 пока лак полностью высохнет, а поталь прилипнет и аккуратно удаляем лишние остатки потали. Это можно сделать с помощью ваты.

Покрываем лаком,сушим, далее шлифуем (как уже описано выше).

Следующий этап называется бликовка. Более четко и подробно прописываем лицо, руку, одежду и белку, что бы подчеркнуть передний план. Высветляем мех, расставляем блики. Прописываем места где подклеено сусальное золото.

Сушим, покрываем лаком в 5-6 слоев, матируем поверхность наждачной бумагой от 1000 и выше.

Как украсить шкатулку. Очень быстро. Своими руками / How to decorate a box. Very fast. The hands

Далее корпус шкатулки нужно отполировать до зеркального блеска. Полируют обычно масляной краской «окисью хрома» при помощи войлока. Можно использовать машинную полироль и полировать ей так же как масляной краской «окисью хрома».

Работа выполнена по мотивам работы О.М. Качалкиной.

На сегодняшний день художественная жизнь предоставляет для художников миниатюристов широкие возможности. Произведения лакового искусства широко представлены в экспозициях музеев, ярмарках-выставках, галереях.

Малыш Йода своими руками

Мастер класс посвящен созданию игрушки Малыша Йоды. Делаем фигурку из. деревянного яйца-неваляшки!

В видео я подробно, шаг за шагом расскажу как вы можете сделать такую же куклу-фигурку, покажу процесс рисования и получившийся результат.

Мастер-класс: Украшаем шкатулку лаковой миниатюрой «Снегурочка»

Есть и легенда, что иконопись зародилась в Палехе в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. В этот период вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда иконописное ремесло.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Палехе жил особый тип людей – «наследственные иконописцы». Занятие иконописью в Палехе было практически поголовным. Писатель-этнограф С. Максимов отмечает:

В искусстве Палеха велика роль традиций, которые из поколения в поколение передавались в семьях иконописцев, а затем и в лаковой миниатюре. Родоначальником первой палехской династии художников лаковой миниатюры является Иван Иванович Голиков (1887 – 1937 гг.). Потомственный иконописец, основоположник палехской миниатюры. С 1894 г. проживал в селе Палех.
Большое место в его творчестве занимала работа над «Словом о полку Игореве», к специальному изданию которого создал не только серию иллюстраций, но и написал от руки весь текст. Много работал над темами произведений А.С. Пушкина «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Тематика произведений: фольклор, литература, история, современные сельские мотивы, революционная, битвы, тройки, охота, орнаменты. Занимался станковой живописью, театрально-декорационным искусством, росписью по фарфору, финифтью, книжной иллюстрацией. Участвовал в выставках с 1923 г. Всего написал около 1000 произведений лаковой миниатюры. Произведения И.И. Голикова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, ГТГ, ВМДПиНИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, НГХМ, ЯИАМЗ, КМРИ, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А.М. Горького.
Умер после тяжёлой болезни 30 марта 1937 г., похоронен в Палехе. В центре Палеха установлен памятник И.И. Голикову. Его именем названа одна из улиц Палеха.
Династию и дело жизни Ивана Ивановича продолжили на разных этапах Николай Иванович Голиков – заслуженный художник РСФСР и народный художник РСФСР (1974 г.). Свой след оставила Софья Михайловна Голикова, работала в Палехских художественно-производственных мастерских, «Товариществе Палех». Дело семьи развил и Юрий Николаевич Голиков, участник выставок с 1994 г. Его работы имеются в ГМПИ и других музеях России, частных коллекциях.

Адрес мастерской «Палехский иконостас»:
155620, Россия, Ивановская область, п. Палех, ул. 2-я Садовая, д. 1а
Телефон: 8 (800) 333-28-91 (звонок бесплатный по всей России), 8 (49334) 2–28–91, 8 (49334) 2–20–93
E-mail: iconostas@inbox.ru

В 1974 г. в Палехе открылся Дом-музей П.Д. Корина, одного из самых известных художников XX в. Дом был построен в конце 1860 – начале 1870-х гг. бабушкой художника по материнской линии А.Т. Талановой на средства её слепого к тому времени отца – купца 3-ей гильдии Т.Д. Гунина.
Каждая комната в большом доме принадлежала одному из членов большой семьи: Павлу, Александру, Сергею, Михаилу. Братья сохранили этот дом, его интерьер и предметы быта, мечтая когда-нибудь организовать в нём музей. Фактически мемориальный музей создавался П.Д. Кориным и был завещан им Палеху. Павел Дмитриевич стремился сохранить память о патриархальном укладе жизни палешан, о нерушимости семейных уз, об огромной роли семьи в сохранении традиций, о высокой духовной культуре жителей Палеха. В доме осталось много старинных книг: рукописных и старопечатных, а также произведения русских классиков и зарубежных писателей. Дом по-прежнему хранит тепло семейного очага, и в этом заключается уникальность этого музея.

В дни празднования 60-летия палехского искусства – 5 декабря 1984 г., в трёх километрах от Палеха в деревне Дягилево был открыт Дом-музей Н.М. Зиновьева, одного из основоположников палехского искусства. В течение 1944 –1956 гг. Н.М. Зиновьев был директором Государственного музея палехского искусства, позднее преподавал в Палехском художественном училище им А.М. Горького. Им разработана методика обучения мастерству лаковой миниатюры, которая и сегодня лежит в основе учебного процесса в Палехском художественном училище.
Всю свою долгую жизнь художник провёл в родовом доме в Дягилеве. В доме осталось множество вещей, принадлежавших художнику. Мемориальный музей представляет творческую натуру художника, его духовность, верность нравственным идеалам.

Подавляющее большинство подделок лаковой миниатюры, наводнивших отечественный и зарубежный рынки, не выдерживают никакой критики. Часто всего вместо папье-маше используется оргалит, текстолит и другие малопригодные материалы. Вместо масляных лаков применяются полиэфирные и полиуретановые лаки. Заготовки, выполненные с подобным нарушением технологии, чрезвычайно отзывчивы на изменения температурно-влажностного режима. Такая шкатулка довольно быстро деформируется, что в свою очередь приводит к возникновению трещин лаковой поверхности и гибели живописи под ней.
Относительно быстрое разрушение непрофессионально выполненной лаковой миниатюры происходит и из-за применения технологически несовместимых, низкокачественных или непрофильных материалов. Следствием подобных экспериментов или заведомо явных нарушений технологии вновь становится отслаивание лака, покрывающего шкатулку и разрушение красочного слоя. Реставрации и восстановлению такие изделия не подлежат.
В заключение, для непосвященных, назовём несколько наиболее доступных признаков, по которым можно определить подлинность и качество произведения палехской лаковой миниатюры:
традиционно изделия палехской лаковой миниатюры имеют чёрный (реже тёмно-красный, зелёный, синий) цвет снаружи и – красный цвет внутри; крышки шкатулок, ларцов, коробочек плотно подогнаны к кузовку (основанию) изделия; для профессионально выполненных изделий палехской миниатюры характерно высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхностей. На лаке не должно быть царапин, вздутий, шероховатостей, пятен;
обязательно наличие на лицевой стороне изделий, в нижнем левом углу, сделанной золотом надписи «Палех», в правом нижнем углу фамилии и инициалов автора;
с наружной стороны, на днище кузовка изделия, или на обороте любого другого изделия, под лаком должен быть размещен фирменный знак предприятия. На подделках, как правило, этот знак отсутствует, или наклеивается поверх лака. Если размещенный на изделии фирменный знак легко подвергается физическому воздействию – высока вероятность, что перед Вами подделка;
упаковывается лаковая миниатюра в жёсткие, соответствующие формату изделия коробки, на крышке коробки размещён фирменный знак предприятия. Внутренние поверхности упаковочной коробки проклеены тонким слоем ваты, предохраняющим работу от механических повреждений; наконец, стоимость изделия, наконец, стоимость изделия, выполненного в соответствии с традиционной технологией, не может быть низкой. К каждому изделию предприятия прилагается сертификат, с подлинным оттиском печати.
Продажу палехских изделий в России и за рубежом осуществляют несколько организаций в Палехе: кооператив «Объединение художников Палеха»; Палехская организация ВТОО «Союз художников России»; «Товарищество Палех». Каждая из них имеет сертификат, копия которого прилагается к продаваемому изделию. «Объединение художников Палеха», ООО «Палех» имеют свой товарный знак – Жар-птица. Товарный знак наклеивается на оборотной стороне каждой работы и покрывается несколькими слоями лака.

Прилетела под утро Жар-птица,
Уронив золотое перо.
Прискакала к воде кобылица —
Из-под ног чистых брызг серебро.

Жар-перо всех вокруг опалило.
Краски Палеха не перенять.
Византийская мощная сила
Продолжает на русских влиять.

DIY. Снегурочка из ваты под ёлочку. Мастер-класс пошагово

Закупив на восточном базаре
Охры красной и охры янтарь,
Лазуриты и медные яри,
Огнегривую киноварь.

И в орнаменте, в травах и листьях
Мастер прячет секреты хитро,
Самой тонкою беличьей кистью
Пишет золотом «в полуперо».

Полетят тонконогие тройки
По шкатулкам, как по облакам.
Православные храмы, пророки
Вновь вернулись к родным берегам.

Украшаем шкатулку лаковой миниатюрой «Снегурочка»

Федоскино — один из четырех прославленных центров русских художественных лаков, старейший народный промысел, основанный в конце XVIII в., получивший мировую известность.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки-внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками, поэтому в основном ее одежду изображают в сине- голубой и белой гамме цветов.

Нам понадобится:

Кисти (синтетика) № 00-3 — основной элемент в данном технологическом процессе. Ими производится роспись изделия.

Кисти (белка) № 2-6 — для флейцевания.

Кисть синтетическая плоская № 20 — для лакирования изделия.

Само изделие (шкатулка).

Масляная краска — для росписи изделия.

Масло — для росписи изделия.

Золотая и серебряная паста.

Лак ПФ — 283 (масляный) — для припороха изделия.

Лак Синтеко — для лакировки изделия.

Перламутр (можно любой), в моем мастер-классе я использую листовой.

Поксипол для инкрустации перламутра.

Набор инструментов (резаков).

Скипидар — для промывания кисти после лака.

Федоскинская лаковая миниатюра. Традиции русского ремесла | #ДелоМастера

Полироль автомобильная — для полирования изделия.

Тазик, тройник.скипидар (для имитации).

Для начала нужно вытащить из креплений шкатулки железный шарнир. Для того что бы было удобно подготавливать корпус шкатулки к началу работы для дальнейшей живописи и лакировки изделия.

Корпус шкатулки следует прошлифовать наждачной бумагой до матовой поверхности. Используют мелкозернистую наждачную бумагу, дабы не поцарапать поверхность изделия.

Для того что бы врезать перламутр необходимо перевести рисунок на кальку, приложить к поверхности изделия и наметить места в которых предполагается декорирование перламутром. В данном случае перламутр будет вставлен в перчатку и помпоны на шапке фигуры.

Для начала нужно отрезать кусочки, (вставки перламутра), понадобится: тонкий лист перламутра, размер перчатки помпонов и ножницы.

Перламутр довольно хрупкий материал, но, врезанный в поверхность изделия, он становится почти неуязвимым.

После того вставки перламутра отрезаны следует приложить их к поверхности изделия, что бы убедиться в том, что все правильно отрезано и намечено.

Положите вставки на предполагаемые места для декорирования и крепко прижмите их. Острым кончиком резака обведите вставку со всех сторон, чтобы на поверхности шкатулки появились хорошо заметные царапины.

Набор ножей для врезания перламутра в шкатулку. 13 сменных лезвий, 3 ручки. Все это в специальной пластмассовой коробке.

Прорезаем поверхность шкатулки по намеченным царапинам:

Вкладываем вставку в выемку.

Далее нам понадобиться клей двухкомпонентный Poxipol. Промазываем клеем углубление и вставляем перламутр. Время высыхания 10-15 минут.

Лишний клей можно убрать наждачкой.

Выравниваем поверхность шкатулки лаком Синтеко, 3-4 слоя с просушкой между слоями.

Матируем наждачной бумагой.

Покрываем лаком ПФ283, ждем несколько часов пока подсохнет ( но не полностью) и наносим серебрянку.

Переносим рисунок на кальку. Калька накладывается на рисунок и с помощью карандаша обводятся все детали: фигура, деревья, птицы, белка. Если рисунок через кальку видно не четко- то можно немного промаслить кальку, она станет более прозрачной. После того как рисунок перенесен на кальку ее следует перевернуть той стороной где нет карандаша и загрунтовываем сквозной масляной краской (индиго или голубая «фц») в тех места где есть рисунок. Закрашенная сторона кальки прикладывается на поверхность шкатулки так, что бы крепежи были слева, а рисунок был посередине поверхности шкатулки. Рисунок должен смотреться гармонично на поверхности шкатулки, он не должен быть слишком смещен вправо или лево. Переносим рисунок на поверхность.

Следующий этап называется замалевок. В замалевке фиксируется основное цветовое решение, общие объемы, накладываются общие формы. Берем серебряную и золотую пасту, сквозные масляные краски намешиваем нужный цвет и лессируем фон. Прописываем елку, деревья и одежду у снегурочки. Вписываем фигуру в фон. Мех на одежде, лицо, руку, белочку пишем плотными масляными красками.

Границы света и тени следует немножко расфлейцивать, что бы они приобрели более холодные оттенки. Получается мягкий переход от света к тени, что и дает ощущение объемности формы во всех элементах, характерное именно для миниатюры Федоскино.

Снегурочка-шкатулка ХоббиМаркет

После того как замалевок написан ему нужно полностью просохнуть несколько дней в теплом помещении или в сушильной печи. Как только краски станут сухими и не будут смазываться и прилипать к пальцам, изделие покрывают в 3-4 слоя лаком Синтеко (лак сохнет 20 минут).

На прошлифованной поверхности шкатулки нужно сделать имитацию для объединения всех написанных деталей.

Для данной имитации понадобятся: масляные краски, разбавитель тройник, масло льняное, тазик с водой и лак ПФ 283. Берем масляную краску и выдавливаем ее в крышечку, в нее добавляем каплю лака и немного разбавителя — тройник. Разведенная краска капается в воду и тонким черенком кисточки делаем рисунок на воде. В получившийся рисунок на воде макается корпус шкатулки.

Лишние участки там где не нужна имитация следует протереть ватной палочкой. Протираем лицо, руки, белочку, косы, пояс и перчатку с перламутром.

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

После этого изделие нужно оставить в теплом помещении до полного высыхания имитации.

Сухое изделие надо покрыть лаком в несколько слоев с просушкой и шлифовкой для того, что бы ни повредить данную имитацию.

В шапку, серьги Снегурочки и в веточки с травкой нужно подклеить золотую поталь. Для этого нам понадобится лак ПФ 283 масляный смешанный со скипидаром, две кисточки одна для нанесения лака другая для прибивания потали к поверхности шкатулки, ножницы, фотография оригинала работы и конечно же сама золотая поталь.

МК-Лаковая Миниатюра

Наносим лак на те участки, где планируем подклеить золотую поталь.

Ждем несколько минут пока лак станет на отлип и наносим поталь. Время высыхания на отлип — это время, через которое к лаку перестает прилипать пыль и мелкий мусор.

Ждем минут 20-30 пока лак полностью высохнет, а поталь прилипнет и аккуратно удаляем лишние остатки потали. Это можно сделать с помощью ваты.

Покрываем лаком,сушим, далее шлифуем (как уже описано выше).

Следующий этап называется бликовка. Более четко и подробно прописываем лицо, руку, одежду и белку, что бы подчеркнуть передний план. Высветляем мех, расставляем блики. Прописываем места где подклеено сусальное золото.

Сушим, покрываем лаком в 5-6 слоев, матируем поверхность наждачной бумагой от 1000 и выше.

Далее корпус шкатулки нужно отполировать до зеркального блеска. Полируют обычно масляной краской «окисью хрома» при помощи войлока. Можно использовать машинную полироль и полировать ей так же как масляной краской «окисью хрома».

Работа выполнена по мотивам работы О.М. Качалкиной.

На сегодняшний день художественная жизнь предоставляет для художников миниатюристов широкие возможности. Произведения лакового искусства широко представлены в экспозициях музеев, ярмарках-выставках, галереях.

Малыш Йода своими руками

Мастер класс посвящен созданию игрушки Малыша Йоды. Делаем фигурку из. деревянного яйца-неваляшки!

В видео я подробно, шаг за шагом расскажу как вы можете сделать такую же куклу-фигурку, покажу процесс рисования и получившийся результат.