Мастер-класс Урало-сибирская роспись

Мастер-класс «Урало-сибирская роспись. Изготовление платья для куклы»

Алена Турьева
Мастер-класс «Урало-сибирская роспись. Изготовление платья для куклы»

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав Рабочую программу по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112» я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Творческий проект «Русский сувенир» в группе «Всезнайки»

по народному декоративно-прикладному искусству действует уже третий год.За это время воспитанники познакомились с народным декоративно-прикладным искусством в условиях собственной практической творческой деятельности: изготовление и роспись дымковских, филимоновских и каргопольских игрушек, научились рисовать элементы хохломской, гжельской, городецкой, росписи.

Так как мы с ребятами многое уже умеем делать, мы бы хотели показать, как поэтапно изготовить платье для куклы и раскрасить его в технике Урало-сибирской росписи.

Для изготовления платья и росписипо ткани нам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

— Акриловые краски по ткани

— Ткань красного цвета

— Кисти для красок

Делаем выкройку платья для куклы.Вы можете сами быть дизайнером: выбрать длину рукава, длину платья. Платье мы решили сделать летним, поэтому оно будет без рукавов и короткое. С помощью мела рисуем на ткани детали нашего будущего платья. Выкроенные детали вырезаем с учётом припусков. Сшиваем боковые стороны среза.

Выворачиваем и проглаживаем

На ткань карандашом наносим эскиз нашего будущего рисунка. Приступаем к росписи.Сначала рисуем цветок: наносим на кисть краску двух цветов одновременно.Используем краски: белая, бирюзовая, небесно-голубая, синяя темная.

Рисуем растительные элементы. Используем краску «зеленая средняя».

Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок — это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.

Вот такое замечательное платье, сшитое и расписанное в технике Урало-сибирской росписи поучилось. Его можно стирать и краски не исчезнут.

Спасибо за внимание!

Мастер класс Урало Сибирская роспись А И Зайцева

«Куколка». Подарок для девочек к 8 марта. Мастер-класс по изготовлению платья для куклы из гофрированной бумаги 8 марта – это замечательное время, когда своими руками можно сделать подарки для мам, бабушек, девочек. А самые лучшие подарки – это те.

Мастер-класс «Изготовление куклы из талаша» Мастер-класс «Изготовление куклы из листьев, покрывающих початок кукурузы (талаша)»Цель: Изготовление куклы из природного материала Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы» Мастер — класс по декоративному рисованию на тему:«Роспись юбки дымковской куклы» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на мастер — класс, который.

Мастер-класс «Изготовление куклы Масленицы» Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению народной куклы — чучела «Масленица» Для изготовления куклы понадобится: длинная деревянная палка.

Мастер-класс «Изготовление куклы Масленицы» Дорогие, друзья! Хочу поделиться с вами изготовлением чучела куклы-Масленицы. Нашу Масленицу мы назвали «Пышкина Маслёна Оладьевна».

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: — научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

Мастер-класс «Изготовление куклы-прятки «Петрушка» Кукла-прятка (игрушка–дергунчик на палочке, кукла с кулечком или кукла в кулёчке) очень забавная и развивающая игрушка, в которую с удовольствием.

Мастер класс по Урало-Сибирской росписи
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

В мастер классе дается краткое описание урало-сибирской росписи, основных элементов, схем и поэтапное выполнение цветка и листьев.

Скачать:

Вложение Размер
Урало-Сибирская роспись 2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урало-Сибирская роспись Преподаватель: Сафронова Надежда Михайловна

Обзорный урок по курсу «Основы урало-сибирской и волховской росписей»

Роспись внутреннего убранства избы Роспись отражала их кровную связь, единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный мир.

Роспись посуды, игрушек, разделочные доски

Отличительной особенностью Урало-Сибирской росписи является двухцветный мазок который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой — более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку.

Основные мотивы росписи — цветы, ягоды, листья, травки и веточки. Реже используются птицы и животные. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.

Элементы росписи: листья, цветы

Схема «венок» Схема «букет» Схема «гирлянда»

Поэтапное выполнение цветка и листьев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал можно использовать как методическое пособие по пошиву и росписи эко сумки. Для проведения различных акций или мастер классов на конференциях, семинарах и т.п. советую делать только роспись су.

Урало-сибирская роспись. Материалы к урокам ИЗО по Н.Р.К.

Очень увлекательное занятие для детей, роспись керамических игрушек.

Урок из раздела «Связь времени в народном искусстве» урок с содержанием НРЭО . промыслы Уральского региона. уральская роспись, ее характерные особенности.

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани.

Урало -Сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянск.

Презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс. Урало-сибирская роспись 1 урок изученияПрезентация к уроку изобразительное искусство 5 класс. Урало-сибирская роспись 2 урок изученияКарточки для.

Мастер-класс: Урало-сибирская роспись

Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.

Рассматривать данный народный промысел необходимо с константных для любой традиции позиций: локализация, мотивы, колорит, набор изделий и их материал. Если один из перечисленных параметров не сохраняется, речь, скорее, должна идти о стилизации под традиционный промысел.

Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он приобрёл большое значение как крупный торговый центр наряду с Тюменью и Тобольском. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно поморы из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал. Видоизменила крестьянскую роспись вторая волна переселенцев, которая хлынула с Украины, Поволжья и Вятки в конце XVIII – начале XIX вв. Они внесли в роспись обилие фантазийных форм (львов, вазонов, некоторых птиц) и богатую (южную) цветовую гамму. Также следует отметить, что народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью заимствованием элементов травинок, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы-травники*. Традиционно декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду. К слову сказать, на Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Позже это стало городским ремеслом, но сохранило оттенок «двойного мазка» с разживкой, хотя и выглядит более светской, не архаичной. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.

Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин), гораздо реже зверей, например львов, пришедших в российский декор из Византии с принятием христианства. Часто композиция оформлялась рисованной рамкой, что является характерной особенностью росписи.

Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок.

Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской. Деревянную основу специально подготавливали ошкуриванием сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. Подготовленную таким образом основу далее грунтовали. Если заготовка была качественной, и не требовалось заделывать сколы, ее грунтовали прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом, забивая поры древесины. Просушенное изделие окрашивают масляной или нитрокраской в цвет фона росписи.

Техника Урало-сибирской росписи простая. Разметка композиции производилась пальцами без предварительного рисунка, отпечатывая пятнами основных цветов местоположение будущих бутонов и листьев. Затем плоской кистью брали на один ёё край белую краску, а на второй цветную. Далее, приложив к поверхности, вращали кисть вокруг её оси, тем самым, за одно движение изображая ягодку или бутон цветка. Затем прописывали такими же двухцветными мазками листья. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету. За счет механического смешения цветов при нанесении мазка достигалась специфическая разживка, которая, во-первых, придавала элементам росписи намек на светотеневую моделировку формы с помощью живописного перехода от середины элемента к контуру, во-вторых, объединяла все цвета композиции и придавала ей цельность и гармоничность. Заканчивали роспись прописью графичных черных приписок маленькими круглыми кистями (ранее деревянными палочками с «размочаленным» концом) для объединения элементов композиции и связи их с фоном. После росписи изделие покрывали лаком.

Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XXI вв., уральские расписные промыслы переживают упадок. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Часто промысел изучается в дополнительных образовательных программах, предлагая на практических занятиях выполнять сувенирную продукцию.

* Разнообразию травных орнаментов способствовала специализация в изготовлении икон. Среди иконописцев были «травники», изображающие в иконе только растения; «личники» — мастера, которые писали лица и иные открытые части тела, например, руки и ноги; «доличники» — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы.

Техника двойного мазка на примере урало-сибирской росписи

Сегодня темой мастер-класса будет выполнение двойного мазка на примере урало-сибирской росписи. Для выполнения двойного мазка подойдут круглые и плоские кисти. Важно, чтобы краски были жидкие. Хорошо выбрать для первого раза сочетание цветов: желтый-зеленый, желтый-коричневый, желтый-красный. Белый сочетается со всеми, с желтым не очень рекомендую. На мой взгляд, сначала стоит потренироваться на простых цветах, а потом переходить к росписи сложных.

И пример оживки цветочка.

Спасибо за внимание. Жду ваших оценок и комментариев.

А почему «двойной мазок»? Эта техника называется «one stroke» (один мазок).

«One stroke» — это коммерческий проект Донны Дьюберри. А изначально эта техника называется «двойного мазка», т.е. кисточку надо два раза макнуть (мазануть) разными красками.))

Да, точно. Именно поэтому двойной — 2 цвета на кисти.

Макнуть и мазать это разные слова. Правильнее всё-таки было бы назвать технику «один мазок 2-. -мя цветами».

Этой технике несколько столетий. И я думаю, немного не корректно говорить, что когда-то ее назвали не правильно.)) Тем более, что она с этим названием преподавалась начиная чуть ли не с 17 года в художественных и ремесленнических техникумах.))

А у Донны, если я не ошибаюсь, русские корни.))

Видео запись урока Зинаиды Голубевой по основам жостовской росписи.

А Вы уверены, что эту технику тогда называли двойным мазком? Может быть всё-таки двухцветным?

«Особенность росписи – двухцветный мазок. Популяризация росписи произошла во второй половине XVIII века благодаря промышленнику и покровителю искусств Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла. В то время народная роспись называлась «маховым» письмом в один мазок (отсюда дословный перевод модного названия One Stroke), когда на кисточке — две краски любого цвета, а на кончике — обязательно белила. Краску наносили свободным веерообразным движением, и объема добивались одним мазком, особый «конек» тагильской росписи — три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции.»

Malika, именно под таким названием — двойной мазок — она преподается по сей день, насколько я знаю. Так что это название придумала не уважаемый мастер этого мастер-класса (если вы на это намекаете)).

Malika, если вы наберете «двойной мазок» в поисковике на ЯМ, то убедитесь, что именно под таким названием она известна ОЧЕНЬ многим мастерам! Может тогда всех попросим исправить?

Любопытно то, как Донна Дьюберри получила мировую известность выдавая за свое изобретение пресловутый «двойной мазок». И теперь вот все знают лишь «One stroke», а то, что в традиционно русских росписях существовал этот прием никто и не подозревает. Печально все это.

Урало-сибирская роспись мастерицы Елены Коркишко

Я с вами согласна. Этот мазок применяется в традиционных росписях, таких как гжель и урало-сибирская. Не я придумала это название, мастерицы росписи именуют так данный прием.

У Донны нет такой техники, как «двойной мазок». Это называется «двойное погружение». А рисует она одним мазком.

Я не про Донну. С ее работами я познакомилась несколько дней назад в интернете. Я говорила про людей, которые меня научили в училище. Про тех, кто сделал роспись своим ремеслом. Приемственность.

Малика, спасибо за старания, которые вы приложили, чтобы показать свое видение, как правильно называть эту технику. Предлагаю все-таки не уходить в наукообразные рассуждения, потому что все это условно. Пусть Донна называет свою технику как ей хочется, мне удобнее — двойной мазок. Мне привычнее и для меня смысл — 2 цвета на кисти и 2 цвета в мазке.

Вот в том-то и дело, что кто-то ошибочно назвал эту технику «двойным» мазком, второй подхватил и понеслось. А теперь утверждают, что этот термин — правильный. Не вводите народ в заблуждение.

Вы же сами говорите, что 2 цвета, значит двухцветный мазок.

Название — это условность! Кто называет? Искусствовед? Или люди, которые непосредственно передают свое умение от мастера к мастеру? Кто Вам дал право указывать мне, каков должен быть мой выбор? Оставайтесь со своей заносчивой убежденностью! Называйте, как Вам угодно.

Вы уже переходите на личности

Вы требуете «правильности» от меня, от меня лично. Это было изночально в Вашем первом посте. Я имею право выбирать КАКИЕ именно слова использовать. Я достаточно ясно изложила, почему я считаю такое название приемлемым. Это название, которое используют мастера росписи. Оно имеет место быть, потому как выражает их видение и непосредственную связь с их деятельностью. Если для Вас слова искусствоведа весомее — это Ваше право. Уважайте и чужое право иметь свое видение, а не навязывайте.

Конечно слова искусствоведа весомее, ведь они основаны на исторических фактах, а не ошибочных.

Я говорю, про жизнь. Но и это уже неважно. Я хотела в своем мастер-классе рассказать о нюансах росписи, моей целью не было рассуждать на наукобезобразные темы.

Есть люди, которые занимаются росписью. А есть люди, которые защищают диссертации и делают карьеру, паразитируя на первых. И это 2 разных плоскости. Мне вторая не интересна. На этом вопрос считаю закрытым.

но смысл то и прием ОДИН!

Если сопоставить видео тагильской росписи и этого «One stroke», вырубить звук, не слушать всю эту «умную канитель от Донны». вы увидите одну и ту же технику росписи, старинный тагильский ДВОЙНОЙ МАЗОК!

Давайте будем патриотами, в конце концов! Это наша урало-сибирская роспись. и точка! Что-то мы, русские привыкли разбрасываться заслугами Отечества.

печально! Согласна со сказанным. Взять древнее ремесло , переименовать по-своему, придумать какую-то «другую» интерпритацию мазку и выдать за свое ноу-хау- становится нормой.

И всё-таки правильнее было бы называть вещи своими именами, т.е. двухцветный мазок. Точнее не скажешь: мазок — один, а цвета — два.

Мастерство! Спасибо, Ирина! Очень интересно! Обязательно попробую)))

Ирина, прошу прощения, но цветы и сама техника исполенния в Вашем мастер-классе лишь приблизительно напоминают урало-сибирскую роспись.

Урало-сибирская роспись

Традиционно в урало-сибирской росписи не используются «подмалевки», и рисуются все элементы круглой беличьей кистью, да и «оживка» делается несколько иначе.

Во многих техниках встречаемых в интернете наблюдается значительное отступление от традиционно русской школы, по большому счету это скорее «one-stroke» или одна из производных, но не полукистевая урало -сибирская роспись.

Оживка, пожалуй, не в духе урало-сибирской росписи сделана. Но вот сам цветок хоть и выполнен плоской кистью, однако так и подкручивают лепестки в урало-сибирской. Я могу и круглой беличьей сделать тоже самое.

Ветка рябины в двух техниках росписи

Подмалевок — чтобы удобнее было отработать сам мазок. Мастер-класс сделан для отработки приема двойного мазка.

Посмотрела в интернете «one-stroke», несколько иначе он делается, чем я рисую. Я закручиваю свои мазки, в «one-stroke» — зигзагообразные движения.

Спасибо большое ! Утащила в избранное — попробую как-нибудь.

А название абсолютно правильное и по смыслу. Один мазок имитирует два. По-этому и называется двойной.

спасибо за мк! Давно хочу попробовать. Я конечно же в этом не мастерица, но все же. Добавила в избранное.

Люблю Ваши мастер классы, спасибо! Но хотелось бы видеть, как на кисть Вы набираете краску и если можно, то путь в следующих МК будет видно палитру.

Татьяна, хорошо, я сделаю еще одно видео, где покажу, как набираю краску.

Да что такое популяризация, что называется за державу обидно, хорошо Донна Дьюбери примазалась ,вообще-то с 17 века сущестсвует так называемая тагильская роспись или маховая живопись, гжель называют ее в пол кисти, тк глина набирается только на половину кисти. А у нас почему-то наш же народный промысел стал известен под босурманским названием one stroke Обидно да, а еще есть замечательный мастер Татьяна Кудрявцева и ее студия, ссылок давать не буду, чтобы не сочли за рекламу.

Я выше запостила цитату про «маховую» живопись в один мазок.

Согласна с Вами! Обидно, русскую школу росписи. А ведь на Руси веками создавалась и оттачивалась и тагильская роспись (подносы) , урало-сибирская (в основновном , по дереву), городецкая, хохломская, Жостово, мезенская, Гжель , дымка, филимоново и т.д. и т.п. И каждая уникальна!

Ирина, спасибо за мк, интересно было посмотреть как еще можно плоской кистью в два цвета работать. Я кстати работаю в технике двойного мазка, и никто меня не переубедит, что все должны называть эту роспись одним мазком или one stroke! Какой, извините, stroke. Да наши, исконые росписи, основаны на двухцветном мазке и не Донне решать как нам их называть.

Спасибо, Вам всем за внимание к моему мастер-классу и Ваши комментарии.

Мастер-класс «Урало-сибирская роспись. Изготовление платья для куклы»

Алена Турьева
Мастер-класс «Урало-сибирская роспись. Изготовление платья для куклы»

мастер класс Урало- Сибирская роспись

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав Рабочую программу по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112» я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Творческий проект «Русский сувенир» в группе «Всезнайки»

Мастер класс «Мотивы Урало-сибирской росписи»

по народному декоративно-прикладному искусству действует уже третий год.За это время воспитанники познакомились с народным декоративно-прикладным искусством в условиях собственной практической творческой деятельности: изготовление и роспись дымковских, филимоновских и каргопольских игрушек, научились рисовать элементы хохломской, гжельской, городецкой, росписи.

Так как мы с ребятами многое уже умеем делать, мы бы хотели показать, как поэтапно изготовить платье для куклы и раскрасить его в технике Урало-сибирской росписи.

Для изготовления платья и росписипо ткани нам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

— Акриловые краски по ткани

— Ткань красного цвета

— Кисти для красок

Делаем выкройку платья для куклы.Вы можете сами быть дизайнером: выбрать длину рукава, длину платья. Платье мы решили сделать летним, поэтому оно будет без рукавов и короткое. С помощью мела рисуем на ткани детали нашего будущего платья. Выкроенные детали вырезаем с учётом припусков. Сшиваем боковые стороны среза.

Выворачиваем и проглаживаем

На ткань карандашом наносим эскиз нашего будущего рисунка. Приступаем к росписи.Сначала рисуем цветок: наносим на кисть краску двух цветов одновременно.Используем краски: белая, бирюзовая, небесно-голубая, синяя темная.

Рисуем растительные элементы. Используем краску «зеленая средняя».

Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок — это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.

Вот такое замечательное платье, сшитое и расписанное в технике Урало-сибирской росписи поучилось. Его можно стирать и краски не исчезнут.

Спасибо за внимание!

«Куколка». Подарок для девочек к 8 марта. Мастер-класс по изготовлению платья для куклы из гофрированной бумаги 8 марта – это замечательное время, когда своими руками можно сделать подарки для мам, бабушек, девочек. А самые лучшие подарки – это те.

Мастер-класс «Изготовление куклы из талаша» Мастер-класс «Изготовление куклы из листьев, покрывающих початок кукурузы (талаша)»Цель: Изготовление куклы из природного материала Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы» Мастер — класс по декоративному рисованию на тему:«Роспись юбки дымковской куклы» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на мастер — класс, который.

Мастер-класс «Изготовление куклы Масленицы» Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению народной куклы — чучела «Масленица» Для изготовления куклы понадобится: длинная деревянная палка.

Мастер-класс «Изготовление куклы Масленицы» Дорогие, друзья! Хочу поделиться с вами изготовлением чучела куклы-Масленицы. Нашу Масленицу мы назвали «Пышкина Маслёна Оладьевна».

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: — научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

Мастер-класс «Изготовление куклы-прятки «Петрушка» Кукла-прятка (игрушка–дергунчик на палочке, кукла с кулечком или кукла в кулёчке) очень забавная и развивающая игрушка, в которую с удовольствием.