Мастер-класс Узелковый батик и окраска натуральными красителями

Узелковый батик и окраска натуральными красителями

Мастер-класс по окрашиванию тонкого неаппретированного шелка натуральным красителем (корневища марены). Итог: 2 великолепных шарфа.

Сложность работы: 3 Время: 1,5-2 часа.

Потребуется: 1,70-2 м шелка для одного шарфика

Около 50-70 гр марены (на 2 шарфа).

Как покрасить ткань в технике «батик на льду» в домашних условиях

1,5 стакана уксуса

3 ст. ложки соды

Толстая нить для создания узелков (около 20 м).

Инструменты: эмалированная кастрюля для крашения, палочки для еды

Для начала несколько слов о материалах, который мы будем использовать для создания двух прекрасных шарфов. Это узбекский тонкий полупрозрачный шелк под названием эксельсиор. Этот шелк не аппретированный (Аппретирование (от франц. appreter — окончательно отделывать) — пропитка текстильных материалов или нанесение на них при отделке различных веществ — аппретов (крахмал, клей, синтетические смолы и др.), придающих материалам жесткость, несминаемость, безусадочность, огнестойкость и др. свойства), поэтому он легко окрашивается как натуральными, так и искусственными красителями. Если у Вас нет необработанного шелка, то перед крашением Вам придется уделить время, чтобы удалить заводскую обработку (об этом расскажу позже). Эксельсиор очень легкий, можно сказать невесомый, поэтому и красителя нам понадобиться немного. Обычно для шелка работает формула (для натурального крашения) — вес красителя=весу шелка.

Марену можно купить в аптеке, в среднем пачка 50 гр. стоит около 50 р. Марена продается и в виде прессованных таблеток, их тоже можно использовать.

Итак, мы подготовили все материалы и инструменты. У нас есть 2 отрезка шелка. Отрезка в 175 см, обычно хватает, чтобы обернуть шарф два раза вокруг шеи.

Многие мастера, занимающиеся натуральным крашением, рекомендуют предварительно замачивать марену (на ночь) и использовать дисциплинированную воду. Но для цвета как на фото нам это не понадобится.

Высыпаем марену в эмалированную (обязательно!) кастрюлю и нагреваем, помешивая, в течение 20-30 мин. Не надо доводить отвар до кипения, это плохо скажется на исходном цвете, оптимально поддерживать температуру 60 градусов (чтобы едва терпели руки).

Затем мы процеживаем отвар. Жмых нам больше не понадобиться (в принципе его можно использовать и второй раз для слаааабенького цвета). Процеженный отвар в кастрюле возвращаем на огонь. Мочим один отрез шелка в воде и мокрым (!) окунаем это в раствор (это нужно сделать для того, чтобы краситель лег ровно). Держим в горячем растворе помешивая 20-30 мин.

Когда шелк наберет цвет (это видно на глаз) вынимаем его из красителя. И помещаем в таз с теплой водой, где мы предварительно растворили пищевую соду.

Шелк на глазах изменит цвет с морковного на благородно-розовый, насыщенный. Оставим его на 10-15 мин. и уделим время подготовке второго шарфа.

Завяжем по всей длине и ширине вот такие узелки. Нитки можно использовать любые, плотные и не скользящие.

Затем окунаем отрез в оставшийся отвар. Тут для наглядности я опускаю сухой шелк, но вам лучше опустить его предварительно смоченным.

Шарф с узелками варим помешивая, параллельно освобождаем таз и отправляем первый шарф на просушку.

Расправляем шелк и внимательно осматриваем его на предмет непрокрасов, если качество нас устраивает, выполаскиваем его в чистой воде.

Затем сжимаем его вот в такую колбаску и так оставляем сохнуть. Этим мы добьемся эффекта «жатого» шелка.

А вот подоспел и наш узелочный малыш.

Повторяем процедуру с закреплением и выполаскиванием, но на этот раз растворяем в воде не соду, а уксус. Цвет шарфа при этом будет нежно-алым. Закрепители у нас тоже натуральные и абсолютно безвредные!

Сохнет эксельсиор быстро )

Малиновый шарф мы просто расправляем, а нежно-алый освобождаем от узелков и проглаживаем.

Что такое батик? Техника. Мастер-классы

Искусство нанесения узоров на разные ткани пришло к нам из древней Индонезии и Индии. В этих солнечных странах женщины расписывали одежду хной и другими природными красителями, придавая обыденным вещам праздничный вид. Сегодня батик – мастерство росписи тканных материалов, популярен во всех странах мира как утонченное и сложное ремесло, а изделия в технике батик — всегда великолепный подарок на любой случай. Давайте сегодня о батике.

Расписывать можно любые ткани – шерсть и шёлк, атлас, хлопок и даже синтетику. Получается оригинальный и эксклюзивный материал, стоимость которого увеличивается в разы.

Батик: необходимые инструменты

Для батика потребуется специальная рама, а также набор следующих предметов:

  • Краски. Выбор красящих веществ очень широк. Можно использовать акриловые, анилиновые, масляные или красители на водной основе;
  • Контуры, придающие различные эффекты, от блеска и перламутра, до специального предания объема;
  • Ткань;
  • Тонкая бумага для предварительного эскиза;
  • Стеклянная трубочка, для нанесения рисунка на ткань;
  • Чантинг, инструмент для нанесения жидкого воска на материал. Вместо него часто используют специальные резервы для холодного батика или обычные щеточки;
  • Кнопки с тремя зубцами. Они меньше обычных повреждают ткань при закреплении на раме;
  • Резервирующий состав;
  • Для узелкового батика – леска или тонкие, прочные нити;
  • Разные полезные мелочи – дистиллированная вода, спирт, карандаши и фломастеры и т.д.

Что такое батик? Суть техники

Для нанесения рисунка, ткань необходимо растянуть на специальной раме, или, если изображение небольшое, можно использовать пяльцы для вышивки. Эскиз предварительно наносится на бумагу в том же масштабе, далее прикрепляется к ткани и обводится карандашом.

Далее контуры обводятся резервирующим составом, его можно приобрести в специализированном магазине, или изготовить самостоятельно. Для разных техник используются различные составы. После того как резерв засыхает, его проверяют на «непромокаемость» при помощи влажной кисти. Если нигде нет «протечек» — приступают к окрашиванию.

Когда рисунок нанесен, его бережно снимают с рамы и закрепляют батик – запеканием, запариванием или проглаживанием.

Как создается батик? Какие существуют техники батика?

Существуют разные типы создания батика, каждый из них предназначен для получения определенного результата.

Холодный батик

Холодный батик – тип росписи, популярный в европейских странах. Применяется при украшении шёлковой ткани, однако используется и для иных материалов. В этой технике принято пользоваться анилиновыми красками.

Резервом для этого искусства служит смесь на основе резинового клея или бензина. Холодный резерв выполняется с помощью стеклянных трубочек или тюбиков с готовым составом. Это мастерство требует навыка и аккуратности, так как создается однослойно. Нужно обратить внимание, что резерв источает неприятные, и даже вредные ароматы, поэтому работать важно там, где есть хорошая вентиляция.

Готовый рисунок можно запекать в духовке при с150 градусах порядка двадцати минут. Также используется запаривание на водяной бане и проглаживание изделия утюгом. Эта техника подходит для свободных и легких узоров, для новичков она проще и понятнее, чем горячий батик.

Горячий батик

Горячий батик – роспись, позволяющая создавать многослойные рисунки. На контур и на отдельные участки ткани внутри будущего изображения с помощью чантинга или кистей наносится нагретый воск. После окраски его удаляют с помощью бензина.

Горячий батик часто используется для создания узоров на хлопчатобумажных тканях, он позволяет работать с натуральными, а значит, безвредными компонентами. Сначала ткань замачивается в содовом растворе, затем высохшее изделие натягивают на раму и после высыхания покрывают красками. Цвета идут от темного к светлому.

Узелковый батик

Узелковый батик подходит только для натуральных тканей, так как анилиновые краски, используемые в этой техники, неспособны качественно прокрашивать синтетику.

Ткань резервируется с помощью перевязывания нитями или перекручивания — это отделяет область покраски от той, что остается без цвета. В зависимости от типа завязывания получаются разные узоры.

Такой батик подвластен даже детям, в нем нет ничего вредного или сложного, а на выходе получаются оригинальные и сложные узоры.

Другие виды росписи ткани

В искусстве окрашивания ткани используются и другие техники – штампы и набойка узоров, трафареты, роспись вручную. Некоторые подходят для людей, далеких от рисования, так, роспись при помощи штампов предполагает нанесение на ткань готового узора с заранее заготовленной поверхности, а трафареты, соответственно, позволяют обвести заготовку по контуру и заполнить ее цветом.

Где научиться батику в интернете?

В нашей рубрике «Батик. Крашение и роспись ткани» вы найдете много полезной информации по этому виду творчества, включая мастер-классы и полезные советы для начинающих и для профессионалов.

Другие полезные ресурсы интернета по батику:

  • Подфорум “Батик и живопись” в клубе «Осинка.ру»
  • Обучающий раздел “Батик” на сайте «СтранаМастеров.ру»
  • Рубрика «Батик: мастер-классы» в журнале «Ярмарки Мастеров»
  • Видео мастер-классы на Youtube: видео-уроки по батику
  • Книги и материалы для батика в интернет-магазине «Озон»

Наша коллекция пинов на тему «батик»

Каким бы ни был выбор инструментов, материалов и техник, главное запастись терпением и выполнять работу точно и аккуратно. Тогда на выходе появится роскошная и эксклюзивная вещь, которая послужит отличным подарком близким и любимым людям!

Узелковый батик и окраска натуральными красителями

Мастер-класс по окрашиванию тонкого неаппретированного шелка натуральным красителем (корневища марены). Итог: 2 великолепных шарфа.

Сложность работы: 3 Время: 1,5-2 часа.

Мастер-класс Нины Кольцовой по окрашиванию растениями футболки

Потребуется: 1,70-2 м шелка для одного шарфика

Около 50-70 гр марены (на 2 шарфа).

Узелковый батик мастер класс

1,5 стакана уксуса

3 ст. ложки соды

Толстая нить для создания узелков (около 20 м).

Инструменты: эмалированная кастрюля для крашения, палочки для еды

Для начала несколько слов о материалах, который мы будем использовать для создания двух прекрасных шарфов. Это узбекский тонкий полупрозрачный шелк под названием эксельсиор. Этот шелк не аппретированный (Аппретирование (от франц. appreter — окончательно отделывать) — пропитка текстильных материалов или нанесение на них при отделке различных веществ — аппретов (крахмал, клей, синтетические смолы и др.), придающих материалам жесткость, несминаемость, безусадочность, огнестойкость и др. свойства), поэтому он легко окрашивается как натуральными, так и искусственными красителями. Если у Вас нет необработанного шелка, то перед крашением Вам придется уделить время, чтобы удалить заводскую обработку (об этом расскажу позже). Эксельсиор очень легкий, можно сказать невесомый, поэтому и красителя нам понадобиться немного. Обычно для шелка работает формула (для натурального крашения) — вес красителя=весу шелка.

Марену можно купить в аптеке, в среднем пачка 50 гр. стоит около 50 р. Марена продается и в виде прессованных таблеток, их тоже можно использовать.

Итак, мы подготовили все материалы и инструменты. У нас есть 2 отрезка шелка. Отрезка в 175 см, обычно хватает, чтобы обернуть шарф два раза вокруг шеи.

Многие мастера, занимающиеся натуральным крашением, рекомендуют предварительно замачивать марену (на ночь) и использовать дисциплинированную воду. Но для цвета как на фото нам это не понадобится.

Высыпаем марену в эмалированную (обязательно!) кастрюлю и нагреваем, помешивая, в течение 20-30 мин. Не надо доводить отвар до кипения, это плохо скажется на исходном цвете, оптимально поддерживать температуру 60 градусов (чтобы едва терпели руки).

Затем мы процеживаем отвар. Жмых нам больше не понадобиться (в принципе его можно использовать и второй раз для слаааабенького цвета). Процеженный отвар в кастрюле возвращаем на огонь. Мочим один отрез шелка в воде и мокрым (!) окунаем это в раствор (это нужно сделать для того, чтобы краситель лег ровно). Держим в горячем растворе помешивая 20-30 мин.

Когда шелк наберет цвет (это видно на глаз) вынимаем его из красителя. И помещаем в таз с теплой водой, где мы предварительно растворили пищевую соду.

Шелк на глазах изменит цвет с морковного на благородно-розовый, насыщенный. Оставим его на 10-15 мин. и уделим время подготовке второго шарфа.

Завяжем по всей длине и ширине вот такие узелки. Нитки можно использовать любые, плотные и не скользящие.

Затем окунаем отрез в оставшийся отвар. Тут для наглядности я опускаю сухой шелк, но вам лучше опустить его предварительно смоченным.

Шарф с узелками варим помешивая, параллельно освобождаем таз и отправляем первый шарф на просушку.

Расправляем шелк и внимательно осматриваем его на предмет непрокрасов, если качество нас устраивает, выполаскиваем его в чистой воде.

Затем сжимаем его вот в такую колбаску и так оставляем сохнуть. Этим мы добьемся эффекта «жатого» шелка.

Как закреплять краски и красители на ткани в домашних условиях. Бесплатная версия на сайте

А вот подоспел и наш узелочный малыш.

Повторяем процедуру с закреплением и выполаскиванием, но на этот раз растворяем в воде не соду, а уксус. Цвет шарфа при этом будет нежно-алым. Закрепители у нас тоже натуральные и абсолютно безвредные!

Сохнет эксельсиор быстро )

Малиновый шарф мы просто расправляем, а нежно-алый освобождаем от узелков и проглаживаем.

Окрашивание ткани натуральными красителями: Крапива / Natural Dyes: Nettle

Что такое батик? Техника. Мастер-классы

Искусство нанесения узоров на разные ткани пришло к нам из древней Индонезии и Индии. В этих солнечных странах женщины расписывали одежду хной и другими природными красителями, придавая обыденным вещам праздничный вид. Сегодня батик – мастерство росписи тканных материалов, популярен во всех странах мира как утонченное и сложное ремесло, а изделия в технике батик — всегда великолепный подарок на любой случай. Давайте сегодня о батике.

Расписывать можно любые ткани – шерсть и шёлк, атлас, хлопок и даже синтетику. Получается оригинальный и эксклюзивный материал, стоимость которого увеличивается в разы.

мастер-класс НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ ТКАНИ. Полина Воронжева

Батик: необходимые инструменты

Для батика потребуется специальная рама, а также набор следующих предметов:

  • Краски. Выбор красящих веществ очень широк. Можно использовать акриловые, анилиновые, масляные или красители на водной основе;
  • Контуры, придающие различные эффекты, от блеска и перламутра, до специального предания объема;
  • Ткань;
  • Тонкая бумага для предварительного эскиза;
  • Стеклянная трубочка, для нанесения рисунка на ткань;
  • Чантинг, инструмент для нанесения жидкого воска на материал. Вместо него часто используют специальные резервы для холодного батика или обычные щеточки;
  • Кнопки с тремя зубцами. Они меньше обычных повреждают ткань при закреплении на раме;
  • Резервирующий состав;
  • Для узелкового батика – леска или тонкие, прочные нити;
  • Разные полезные мелочи – дистиллированная вода, спирт, карандаши и фломастеры и т.д.

Что такое батик? Суть техники

Для нанесения рисунка, ткань необходимо растянуть на специальной раме, или, если изображение небольшое, можно использовать пяльцы для вышивки. Эскиз предварительно наносится на бумагу в том же масштабе, далее прикрепляется к ткани и обводится карандашом.

Далее контуры обводятся резервирующим составом, его можно приобрести в специализированном магазине, или изготовить самостоятельно. Для разных техник используются различные составы. После того как резерв засыхает, его проверяют на «непромокаемость» при помощи влажной кисти. Если нигде нет «протечек» — приступают к окрашиванию.

Когда рисунок нанесен, его бережно снимают с рамы и закрепляют батик – запеканием, запариванием или проглаживанием.

Как создается батик? Какие существуют техники батика?

Существуют разные типы создания батика, каждый из них предназначен для получения определенного результата.

Холодный батик

Холодный батик – тип росписи, популярный в европейских странах. Применяется при украшении шёлковой ткани, однако используется и для иных материалов. В этой технике принято пользоваться анилиновыми красками.

Резервом для этого искусства служит смесь на основе резинового клея или бензина. Холодный резерв выполняется с помощью стеклянных трубочек или тюбиков с готовым составом. Это мастерство требует навыка и аккуратности, так как создается однослойно. Нужно обратить внимание, что резерв источает неприятные, и даже вредные ароматы, поэтому работать важно там, где есть хорошая вентиляция.

Готовый рисунок можно запекать в духовке при с150 градусах порядка двадцати минут. Также используется запаривание на водяной бане и проглаживание изделия утюгом. Эта техника подходит для свободных и легких узоров, для новичков она проще и понятнее, чем горячий батик.

Горячий батик

Горячий батик – роспись, позволяющая создавать многослойные рисунки. На контур и на отдельные участки ткани внутри будущего изображения с помощью чантинга или кистей наносится нагретый воск. После окраски его удаляют с помощью бензина.

Горячий батик часто используется для создания узоров на хлопчатобумажных тканях, он позволяет работать с натуральными, а значит, безвредными компонентами. Сначала ткань замачивается в содовом растворе, затем высохшее изделие натягивают на раму и после высыхания покрывают красками. Цвета идут от темного к светлому.

Узелковый батик Окрашивание натуральными красителями

Узелковый батик

Узелковый батик подходит только для натуральных тканей, так как анилиновые краски, используемые в этой техники, неспособны качественно прокрашивать синтетику.

Ткань резервируется с помощью перевязывания нитями или перекручивания — это отделяет область покраски от той, что остается без цвета. В зависимости от типа завязывания получаются разные узоры.

Такой батик подвластен даже детям, в нем нет ничего вредного или сложного, а на выходе получаются оригинальные и сложные узоры.

Другие виды росписи ткани

В искусстве окрашивания ткани используются и другие техники – штампы и набойка узоров, трафареты, роспись вручную. Некоторые подходят для людей, далеких от рисования, так, роспись при помощи штампов предполагает нанесение на ткань готового узора с заранее заготовленной поверхности, а трафареты, соответственно, позволяют обвести заготовку по контуру и заполнить ее цветом.

Где научиться батику в интернете?

В нашей рубрике «Батик. Крашение и роспись ткани» вы найдете много полезной информации по этому виду творчества, включая мастер-классы и полезные советы для начинающих и для профессионалов.

Другие полезные ресурсы интернета по батику:

  • Подфорум “Батик и живопись” в клубе «Осинка.ру»
  • Обучающий раздел “Батик” на сайте «СтранаМастеров.ру»
  • Рубрика «Батик: мастер-классы» в журнале «Ярмарки Мастеров»
  • Видео мастер-классы на Youtube: видео-уроки по батику
  • Книги и материалы для батика в интернет-магазине «Озон»

Наша коллекция пинов на тему «батик»

Каким бы ни был выбор инструментов, материалов и техник, главное запастись терпением и выполнять работу точно и аккуратно. Тогда на выходе появится роскошная и эксклюзивная вещь, которая послужит отличным подарком близким и любимым людям!

Узелковый батик и окраска натуральными красителями

Мастер-класс по окрашиванию тонкого неаппретированного шелка натуральным красителем (корневища марены). Итог: 2 великолепных шарфа.

Сложность работы: 3 Время: 1,5-2 часа.

Потребуется: 1,70-2 м шелка для одного шарфика

Около 50-70 гр марены (на 2 шарфа).

1,5 стакана уксуса

3 ст. ложки соды

Толстая нить для создания узелков (около 20 м).

Инструменты: эмалированная кастрюля для крашения, палочки для еды

Как покрасить ткань в домашних условиях — узелковый батик

Для начала несколько слов о материалах, который мы будем использовать для создания двух прекрасных шарфов. Это узбекский тонкий полупрозрачный шелк под названием эксельсиор. Этот шелк не аппретированный (Аппретирование (от франц. appreter — окончательно отделывать) — пропитка текстильных материалов или нанесение на них при отделке различных веществ — аппретов (крахмал, клей, синтетические смолы и др.), придающих материалам жесткость, несминаемость, безусадочность, огнестойкость и др. свойства), поэтому он легко окрашивается как натуральными, так и искусственными красителями. Если у Вас нет необработанного шелка, то перед крашением Вам придется уделить время, чтобы удалить заводскую обработку (об этом расскажу позже). Эксельсиор очень легкий, можно сказать невесомый, поэтому и красителя нам понадобиться немного. Обычно для шелка работает формула (для натурального крашения) — вес красителя=весу шелка.

Марену можно купить в аптеке, в среднем пачка 50 гр. стоит около 50 р. Марена продается и в виде прессованных таблеток, их тоже можно использовать.

Итак, мы подготовили все материалы и инструменты. У нас есть 2 отрезка шелка. Отрезка в 175 см, обычно хватает, чтобы обернуть шарф два раза вокруг шеи.

Многие мастера, занимающиеся натуральным крашением, рекомендуют предварительно замачивать марену (на ночь) и использовать дисциплинированную воду. Но для цвета как на фото нам это не понадобится.

Высыпаем марену в эмалированную (обязательно!) кастрюлю и нагреваем, помешивая, в течение 20-30 мин. Не надо доводить отвар до кипения, это плохо скажется на исходном цвете, оптимально поддерживать температуру 60 градусов (чтобы едва терпели руки).

Затем мы процеживаем отвар. Жмых нам больше не понадобиться (в принципе его можно использовать и второй раз для слаааабенького цвета). Процеженный отвар в кастрюле возвращаем на огонь. Мочим один отрез шелка в воде и мокрым (!) окунаем это в раствор (это нужно сделать для того, чтобы краситель лег ровно). Держим в горячем растворе помешивая 20-30 мин.

Когда шелк наберет цвет (это видно на глаз) вынимаем его из красителя. И помещаем в таз с теплой водой, где мы предварительно растворили пищевую соду.

Шелк на глазах изменит цвет с морковного на благородно-розовый, насыщенный. Оставим его на 10-15 мин. и уделим время подготовке второго шарфа.

Завяжем по всей длине и ширине вот такие узелки. Нитки можно использовать любые, плотные и не скользящие.

Затем окунаем отрез в оставшийся отвар. Тут для наглядности я опускаю сухой шелк, но вам лучше опустить его предварительно смоченным.

Шарф с узелками варим помешивая, параллельно освобождаем таз и отправляем первый шарф на просушку.

Расправляем шелк и внимательно осматриваем его на предмет непрокрасов, если качество нас устраивает, выполаскиваем его в чистой воде.

Батик. Роспись палантина.

Затем сжимаем его вот в такую колбаску и так оставляем сохнуть. Этим мы добьемся эффекта «жатого» шелка.

А вот подоспел и наш узелочный малыш.

Повторяем процедуру с закреплением и выполаскиванием, но на этот раз растворяем в воде не соду, а уксус. Цвет шарфа при этом будет нежно-алым. Закрепители у нас тоже натуральные и абсолютно безвредные!

Сохнет эксельсиор быстро )

Малиновый шарф мы просто расправляем, а нежно-алый освобождаем от узелков и проглаживаем.